Домовые. Как назвать домового и попросить у него помощи?


Самое главное событие этого дня — именины домового.

А так же сегодня Ефрем — сверчковый заступник

Церковь в этот день почитала Ефрема Сирина — одного из учителей церкви IV века, христианского богослова и поэта. Первое место среди сочинений Ефрема

занимают его толкования Святого Писания.

У Ефрема на Руси было множество прозвищ: ветродуй, запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Соответственно, и традиций с его днем было связано немало. Например, на Ефрема нельзя было убивать насекомых, живших в избе. По одному из поверий, в этот день нужно было подмести пол в доме веником из полыни, которая могла уберечь дом как от нечистой силы, так и от злых людей.

Но самое главное событие этого дня — именины домового. Чтобы его задобрить, на ночь на кухне


оставляли кашу с 9 на 10 Февраля. Домовой в народе считался не столько добрым, столько справедливым; он не любил ссор, сварливых людей и плохих хозяев. Зато добрые, старательные люди всегда могли рассчитывать на его помощь.

Известно, что в каждой крестьянской семье держали кошку — но, что интересно, не только для охоты на мышей. Говорили, что кошка – это хозяйка дома и она может поладить с домовым. На Ефима весь вечер на посиделках посвящали рассказам о домовом, его повадках и проделках. Рассказывали байки, пели частушки и прибаутки.

По приметам этого дня судили о лете: ветер на Ефрема предвещал дожди и сырость.

Именины в этот день: Владимир, Георгий, Игнатий, Леонтий, Ольга, Федор, Яков.

Куммир домового

Делали в основном скульптурные изображения домовых. Как правило, из глины (или как сейчас говорят из керамики), а также вырезали из дерева. Образы могли быть самые разные: очень часто в руках у домового изображали чашу для треб, или домовой сидит на сундуке с добром, как бы бережёт добро, либо другие образы, даже дед с бабкой (Хозяин с Хозяюшкой). Куммир домового делал глава Рода, обычно размером от двух вершков до аршина, то есть от 9 до 71 см.

Если вы купили фигурку домового, то её надо активизировать, как бы вдохнуть в неё Душу, иначе это будет просто скульптура, изображение. Когда человек сам делает домового из камня или дерева, то вкладывает Душу.

Содержание

  • 1 Названия 1.1 У восточных славян
  • 1.2 У западных славян
  • 1.3 У южных славян
  • 2 Происхождение
  • 3 Облик
      3.1 Женские образы
  • 4 Обитание
  • 5 Поведение
      5.1 Добрый домовой
  • 5.2 Злой домовой
  • 6 Образ в культуре
      6.1 Кинематограф и мультипликация
  • 6.2 Песенные жанры
  • 6.3 Сценические воплощения
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
      9.1 Словари
  • 9.2 Научная
  • 10 Ссылки
  • Названия домового

    Называли домовых по-разному: * Дедушко; * Хозяин (Хозяюшко) — потому что хранитель домашнего очага; * Соседушко — потому что жил по соседству с людьми в одном доме; * Шишок – означает, что домовой небольшого роста; * Лизун – считалось, что домовой молоко не пьёт, а лижет сливки с поверхности. Или когда ребёнок плачет, домовой чтобы его успокоить подойдёт и слёзы слижет; * Кузьмич (Егор Кузьмич) — до наших дней сохранилось выражение «подкузьмил», т.е. подшутил, потому что домовой любит баловаться, пошалить, про таких говорят: «что старый, что малый любит поиграть»; * Нафаня – от слова Навь, т.е. Мир, который граничит с Явью. Эти образы легли как прототипы к мультфильму «Домовёнок Кузя». То есть Кузя, Кузенька — ещё маленький, он ещё не Кузьмич, а его наставник более старый домовой – Нафаня. * Егорыч, Доброхот и другие названия.

    * Домовой очень не любит когда его называют чёртом (чёрт — это кто за чертой восприятия). Считалось, что за чертой всё плохое и негативное.

    Как изготовить оберег для дома своими руками

    Универсального способа сшить оберег нет. Выбор остаётся за хозяйкой. Наиболее лёгкий вариант – сделать куклу на основе мешочка.

    1. Из мешковины или другой грубой ткани сшить мешочек.
    2. Набить его паклей, зерном, ватой, опилом или любым другим натуральным материалом, завязать горловину.
    3. Глаза можно сделать из семян или зёрнышек. Зрачки рисуют красками или карандашом. Таким же делается ротик и носик.
    4. Из лыка, шерсти, войлока для валяния сделать волосы и бороду.
    5. Приклеить лапти. Их можно купить готовые или вместо них приклеить небольшие круглые досочки.
    6. Из ткани сделать руки и пришить их. Самый простой способ – скатать ткань в жгут и примотать к телу.
    7. Нарядить в рубаху, подпоясать, надеть шапку.
    8. Украсить аксессуарами.

    Главное, чтобы получившийся результат радовал. Правильно сделанный оберег притягивает взгляд, вызывает улыбку и добрые чувства.

    Основное в использовании любого оберега – вера. Обереги помощники, но не исполнители. Для избавления от негатива, для привлечения богатства необходимо прилагать усилия, а добрый дух дома поддержит и направит на нужный путь.

    Отношение к домовому

    Христианские попы очень не любят домовых, у них даже мания – ходить крестить квартиры, очищать их от нечести, от домовых. И попы людей запугивают, говорят что домовые – это бесы, от них надо избавляться, не пользоваться их помощью и прочее.

    Славяне всегда жили с домовыми дружно, заботились друг о друге, то есть был так называемый симбиоз — взаимопомощь, взаимоподдержка.

    Домовой любит порядок, поэтому человек в доме должен всегда наводить порядок, всё должно быть на своём месте. Особенно недопустимым считалось оставлять на столе ножи.

    Домовой не любит ругань, мат, скандалы и особенно терпеть не может пьянки. Потому что весь этот негатив — всё это противоестественно, а домовой, это существо естественное. То есть зачем ругаться – это неестественно, ведь можно найти точки соприкосновения, решить любую проблему.

    См. также

    Домовой в Викисловаре
    Домовой на Викискладе
    Домовой в Викиновостях
    • Дедка — злой дух в славянской мифологии, стерегущий клады и сокровища.
    • Полтергейст
    • Стопан — главный домашний дух у южных славян.
    • Домашние божества и духи
    • Дух места
    • Залтис или Айтварас — уж, домашний дух-покровитель в латвийско-литовской мифологии.
    • Волосатка, в русской демонологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

    Хозяйский угол

    Хозяйский угол – это угол домового, он всегда с правой стороны от входа. Здесь устанавливали небольшой приступочек, около 25 см высотой, чтобы домовому было удобнее трапезничать. На приступочке стоял Куммир домового и требница (чаша), в которую ему приносили требы. То есть в домах у славян был слева Красный угол (красивый) – в нём стояли Куммиры Рода, а справа Хозяйский угол – здесь стоял Куммир Домового. Любой гость делал два поклона: один в Красный угол, второй в Хозяйский угол, выражая уважение. Если человек просился на постой, т.е. переночевать, и ещё потрапезничал, то кроме поклона приносил домовому требы, чтобы уважить Хозяина (не мужчину главу Рода, а именно домового).

    У христиан в Красном углу висели иконы, а правый угол они называли «чёрный угол», ставили там веник, как бы против домового, причём веник ставили рукояткой вверх, хотя славяне всегда ставили веник у порога и рукояткой вниз. Во-первых, чтобы домовому (он маленького роста) удобнее было брать веник и нечисть вымести, а во-вторых, чтобы достаток в доме был.

    Литература

    Словари

    • Дом : Домовой // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
    • Даль В. И.
      Домовой // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — 2-е изд. — СПб.: М.О. Вольф, 1980.
    • Домовой // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Домовой / Иванов В. В., Топоров В. Н. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 194. — ISBN 5-85270-032-0.
    • Домовой / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 120–124. — ISBN 5-7133-0982-7.
    • Л. В. Беловинский.
      Домовой // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 175—176. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

    Научная

    • Виноградова Л. Н.
      Полесская народная демонология на фоне восточнославянских данных // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы / Отв. ред. А. А. Плотникова; Институт славяноведения РАН. — М.: Индрик, 2001. — С. 10–49. — ISBN 5-85759-159-2.
    • Кузнецов, Н. В.
      Черти в доме (опыт сравнительного анализа персонажей русской народной демонологии) // Традиция в фольклоре и литературе. — СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. — С. 14—38.
    • Левкиевская Е. Е.
      Домовой // Мифы русского народа. — М.: Астрель, Аст, 2000. — С. 276–296. — 527 с. — ISBN 5-271-00676-X.
    • Майничева А. Ю.
      Архитектурно-строительные традиции крестьянства северной части Верхнего Приобья: Проблемы эволюции и контактов (середина Х1Х – начало XX в.). — Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. — С. 55-56. — 144 с.
    • Максимов С. В.
      Домовой-Доможил ; Домовой-дворовой // Нечистая, неведомая и крестная сила. — 1903.
    • Митурска-Бояновска Й. (Польша, Щецин).
      Народные поверья в русской и польской фразеологии // Rossica Olomucensia XLIV. / Výkonný redaktor: doc. PhDr. Zdeněk Pechal, CSc. — Olomouc: Univerzita Palackého v Olomouci, 2006. — С. 789—794. — 901 с. — ISBN 80-244-1313-2.
    • Никифоровский Н. Я.
      Домовые // Нечистики : Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе. — Вильна: Н. Мац и Ко, 1907. — С. 48—53.
    • Померанцева Э. В.
      Славянский фольклор. М., 1972.
    • Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX- нач. XX века. М., 1957.
    • Черепанова О. А.
      Мифологическая лексика Русского Севера. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

    Руская печь (домовой под печкой)

    Считается, что домовой живёт под печкой, но если речь идёт о современной печи, то это неверное выражение. Руская печь отличалась от современной топки с чугунной плитой.

    В руской печи большая камера для огня, дрова в ней зажигались вкруг, а посередине на пустое место помещали чугунок, т.е. как бы в круг огня. Поэтому вода нагревалась не снизу (так только выкипает), а со всех сторон сразу, и продукты не варились, а томились. Сверху печи расположена труба и лежанка. По бокам печурки — ниши, куда ставили посуду высыхать. Внизу подпечье — довольно большая полость, куда укладывали дрова для следующей топки, или какие-то предметы, и кошки там могли спать. * В руской печи мылись, а не только готовили пищу. То есть протапливали, угли убирали, залезали в печь, ставили ушат и парились, мылись.

    Любимое место домового было под печкой, то есть в подпечьи, которое закрывали шторками, чтобы не беспокоить домового пока люди хозяйничают. К печи домового привлекал аромат томящейся пищи. Но также домовой мог поселиться под кроватью своего любимчика, поэтому покрывало было до самого пола, чтобы домовой чувствовал себя спокойно и никто туда не заглянул ненароком. В современных квартирах домовой любит быть на кухне за холодильником, за плитой, или в платяном шкафу.

    Питание домового (как подружиться с домовым)

    Домовой питается энергией. Для чашки домового часто делали и свою резную ложку, но это лишь символика, домовой – это Дух, а не человек, он забирает из продуктов только энергию. Выполняя работу по дому, он тратит энергию, а потом из пищи восстанавливает её. Самой высокоэнергетической пищей считалось молоко, сметана, сливки, поэтому их всегда ставили домовому. Если добавляли блины, оладьи или другую пищу, то ставили ещё одну чашку, чтобы не бросать еду в одну кучу. Прикармливать домового можно любой пищей, которую вы едите сами: каша, салат, молоко, колбаса, печенье, конфеты и прочее. Нельзя ставить спиртное (!) ни в Красный угол, ни в Хозяйский, наши Предки не пили. * Раньше у каждого была своя чашка, ложка, кружка – это норма гигиены, ведь зубная щётка у каждого своя, также и ложка у каждого была своя. И даже если еда сделана в общем чугунке, ел каждый своей ложкой.

    Чтобы подружиться с домовым — надо с ним потрапезничать. Когда садитесь потрапезничать (поужинать), возьмите из Хозяйского угла чашу домового, поставьте рядом со своей, и из своей чаши своей ложкой отложите домовому кашу или салатик, то есть поделитесь пищей с домовым. Затем представьте образ домового (поставьте перед собой Куммир домового и сосредоточьтесь на нём, или просто закройте глаза и представьте доброе лицо домового) и скажите фразу: «Домовой, домовой, сядь поужинай со мной» (или «Домовой, домовой, вечерять садись со мной», «Домовой, домовой, потрапезничай со мной»). Потом надо прочитать обращение Пращур-Род, которое читается перед трапезой. То есть вы пригласили домового, прочли Пращур-Род и вместе потрапезничали. Потом берёте блюдечко домового и с поклоном ставите в Хозяйский угол перед Куммиром домового. Он и с вами поел, и там захочет потом ещё покушает. Прикормка должна находиться в блюдечке не менее 12 часов или сутки. Допустим, вечером поужинали, и следующим вечером можно дать домовому что-то свеженькое.

    Если в современных квартирах площадь или планировка не позволяют сделать Хозяйский угол, блюдечко ставят за холодильник, газовую плиту, шкаф или под кровать, т.е. подальше, чтобы не залезть туда ногой (вам же неприятно будет, если кто-то в вашу чашку ногой залезет). Также надо учитывать, что домовые обычно маленького роста, поэтому не ставить чашу высоко на полочки или холодильник и т.п. Кошка никогда ничего не возьмёт из требницы домового.

    Как забрать домового при переезде

    Когда вы переезжаете на новое место жительства, домового надо взять с собой. Раньше для этого брали одиночный лапоток или из дерева вырезали маленькие сани (можно взять одиночный тапочек), ставили этот лапоток в подпечье (либо за холодильник, шкаф, диван – где домовой обитает), закрывали глаза, представляли доброе приятное лицо домового и говорили фразу: «Домовой, домовой, садись в сани и поезжай с нами». Делается это в последнюю очередь, когда уже всё хозяйство собрали, все вещи из квартиры вынесли.

    В новом доме ставят лапоток в новое для домового место: под печь, диван, шкаф… и говорят: «Домовой, домовой, мы приехали домой». Рядом с лапотком ставят блюдечко со сливками или сметаной, если молоко, то в него ещё добавляли маслице, чтобы пожирнее было, посытнее. Но прежде чем внести домового в новое жильё, пускали чёрную кошку, она очень хорошо чувствует положительная или отрицательная обстановка. И когда кошка прошлась по всем комнатам, освоилась, тогда уже заносили сани с домовым.

    Как подружить домовых. Незнающие люди, при переезде забывают домового, поэтому бывают случаи, когда в доме два домовых (старый остался и с вами новый домовой приехал), и между ними бывают даже ссоры, которые могут отразиться и на людях. Тогда проводят специальный обряд, чтобы подружить домовых. Когда вы садитесь потрапезничать, на стол ставятся ещё две чашки (своего домового и для домового старых хозяев), вы из своей чашки накладываете еду в тарелки домовых и произносите: «Домовой, домовой, потрапезничай со мной, и новый Хозяин, и старый Хозяин». То есть вы их как бы побратали. Есть такое выражение: «Они из одного котелка кашу ели», а одной ложкой могли есть только родные братья, то есть у каждого была своя ложка, но могли поесть и одной по кругу из одного котелка. После этого и старый домовой будет к вам благосклонен, расскажет вашему домовому о порядках в доме, о соседях, и они потом вдвоём такой порядок наведут, не нарадуетесь.

    Образ в культуре

    Кинематограф и мультипликация

    • В 1976 году на киностудии имени М. Горького был снят детский фильм-сказка «Деревня Утка» в котором роль домового Шишка исполнил актёр Ролан Быков.
    • В 1980-е годы вышел мультфильм «Домовёнок Кузя».
    • В канадском фэнтезийном сериале «Зов крови» (2010—2014) домовой представлен как дикий охранитель сокровищ Бабы-Яги.

    Песенные жанры

    • У Владимира Маркина есть песня «Домовой», написанная в 1990 году.

    Сценические воплощения

    В 1886 году великий русский драматург А. Н. Островский, только что назначенный на должность заведующего репертуарной частью московских казённых (императорских) театров, предпринял на сцене Малого театра возобновление оперы «Воевода». Впервые она была поставлена в 1869 году по его либретто на музыку П. И. Чайковского, причём для самого Чайковского эта опера была первой. Перезаказав музыкальную часть новому композитору, В. Н. Кашперову (в то время тоже достаточно именитому композитору, профессору консерватории), драматург избрал оригинальный ход. Чтобы не обидеть автора оригинальной оперы, каким бы ни было отношение самого Чайковского к своему раннему детищу, Островский ввёл в либретто новое действующее лицо — Домового. Заказывая музыку для мелодрамы

    Домового (в данном случае мелодрама — жанр не всего произведения, а его части), Островский придавал приглашению Чайковского к соавторству с другим композитором форму предложения продолжить свой собственный труд, начатый 17 лет назад.

    Картина Бориса Кустодиева «Купчиха и домовой», 1922.
    В роли посредника в переговорах с композитором выступил И. В. Шпажинский — плодовитый либреттист, востребованный императорскими театрами и связанный с самим Чайковским в тот момент по совместной работе над «Чародейкой». Воодушевлённый этой идеей, Шпажинский постарался вложить в свои письма Чайковскому самые разные средства убеждения. Стараясь заинтересовать композитора новым героем, Шпажинский назвал Домового (как он его воспринял по тексту) настоящим

    :

    …Там выведен Домовой

    , настоящий, конечно, ночью, в уста которого вложены прекрасные стихи. Вот эти-то стихи Домовой должен говорить под тихие, мелодичные звуки оркестра, выражающие
    звуки ночи
    .

    Вас. Яковлев.

    Чайковский на московской сцене. — М.—Л.: Искусство, 1940. — С. 430. — 504 с.. —
    Курсив автора письма

    Музыку к мелодраме Домового Чайковский написал своевременно, и премьера новой редакции «Воеводы» Островского на музыку Кашперова-Чайковского состоялась 19 января 1886 года[24]. К сожалению, сравнить речь, вложенную в уста Домового под «звуки ночи», с обыденными представлениями о явлениях этого мифологического существа женщинам, не представляется возможным ввиду отсутствия этого монолога в опубликованной партитуре.

    Создание домового

    В старые времена, когда готовились к свадьбе – Любомир, т.е. породнение двух Родов, молодым строили свои хоромы (дом), заранее размечали, где будет дом, постройки, и где будет Хозяйский угол, т.е. ещё до начала строительства. Становились в будущий Хозяйский угол и говорили: «Домовой, домовой, помози в деяниях наша, будут тебе щи, да каша», то есть обращались к будущему домовому, как бы создавали домового. Знаете как рыбаки, чтобы клёв был, они прикармливают в одном месте рыбу. Потом рядом рыбаки могут сидеть и ничего не поймают, а кто прикормил, он в этой лунке одну рыбу за другой будет таскать. Так и здесь, домового прикармливают к данному дому, хотя дома ещё нет, но домовой видит строительство и уже начинает обживать пространство своего будущего хозяйства. А люди не обманывают домового, до вечера строят, потом в будущий Хозяйский угол ставят щи, да кашу. Так каждый день — люди на ужин, и домового не забыть покормить, ведь он уже при строительстве помогает, чтобы дело спорилось, а то строительство может пойдёт криво, бревно не так распилится, ещё что-нибудь случится, да и жить потом в этом доме сам не захочешь.

    Происхождение

    Сложно судить о том, каким был образ домового на Руси до принятия христианства, но одним из результатов влияния христианства стало то, что языческие божества стали отождествляться с демоническими, бесовскими силами[11]. Под влиянием легенд о происхождении нечистой силы домовых называли падшими ангелами, которых Бог в наказание сбросил на землю — кто попал в жилища, стали домовыми.[2] В православных церквях принято освящать свои жилища, чтобы прогнать демонов, и осуждают тех, кто заигрывает с ними.

    Обычно домовым считался умерший член семьи, первопредок рода (в.-слав.)[4]; умерший член семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам (рус.); умерший без покаяния мужчина (рус). Иногда полагали, что домового сотворил Бог (в.-укр.), что он даётся Богом каждому дому (бел., в.-укр.).

    Также есть предположение, что вера в домового восходит к древним временах человеческих жертвоприношений, когда в основание новой постройки закладывалась так называемая строительная жертва[10]. Об этом свидетельствуют археологические раскопки в Сербии и Болгарии[8]. Позже человека заменило жертвенное животное.

    Обращение к домовому

    Система обращения к домовому – это обряды и ритуалы, то есть нет какого-то одного постоянного, они разные. Сам ритуал обращения схож с молитвой перед иконой, то есть человек сосредотачивается на иконе, творит молитвы, просит о чём-то, зажигает свечку, кланяется. Обращение к домовому примерно похоже, потому что христиане перенимали ритуалы у славян. Основное что надо сделать – стать ликом своим в Хозяйский угол, воззреть на Куммира домового или представить образ (всегда только один и тот же образ, чтобы не плодить их), сосредоточиться на нём, сотворить обращение, поставить прикормку и совершить поклон.

    При каждом обращении к домовому, его обязательно надо прикормить, иначе домовой компенсирует затраченную энергию, взяв её с человека, который к нему обращается, жизненную энергию. Поэтому на Руси и говорили: «Попросил домового — то сам и сотвори ему нормальную обстановку». Поиграть с ребёнком. Дети стараются перенять всё, что делают взрослые: папа колет дрова и дети тянуться колоть дрова; мама стряпает или стирает и детям надо стряпать и стирать, то есть ребёнок перенимает трудовой опыт. Но когда надо что-то сделать, а отвлекаться на ребёнка времени нет, родители просили домового поиграть с ребёнком. Для этого надо встать лицом в Хозяйский угол, закрыть глаза, представить образ домового и произнести: «Домовой, домовой, поиграй с моим дитём». После этого можно заниматься своим делом, а домовой займётся ребёнком. Ребёнок начнёт играть с фантиком, бантиком, газетой, с чем угодно и будет так сидеть, пока вы его по имени не окликните. Имя ребёнка – это ключ к ребёнку. Если вы ребёнка по имени окликнули, домовой видит, что вы освободились и в его помощи больше не нуждаетесь. Но вы тут же должны прикормить домового. Безсонница. Когда ребёнок не может уснуть, плачет, встаньте лицом в Хозяйский угол, закройте глаза, представьте образ домового и скажите: «Домовой, домовой, успокой моё дитя» (не усыпи, а успокой – домовой ведь не Морфей). Сразу же положите прикормку. Как правило, это помогает детям до 5-7 лет; потом включается советская система образования, которая забивает, разрывает все чувственные каналы у детей по отношению к домовому.

    Если безсонница у вас, не можете уснуть, ворочаетесь, положите в блюдечко домового прикормку, ложитесь в постель, закрываете глаза, представляете образ домового и произносите фразу: «Тук-тук, чок-чок, домовой, домовой, повернись на другой бочок», и через пару минут уснёте. В данном случае в Хозяйский угол становиться не надо, потому что впечатлительные люди могут там же упасть на пол и уснуть. Если наоборот, вас клонит в сон, а спать не нужно по какой-то причине, то надо встать лицом в Хозяйский угол, представить образ домового и произнести туже фразу: «Тук-ту, чок-чок, домовой, домовой, повернись на другой бочок», сон улетучится на 12 часов. Данная фраза меняет биологическое состояние человека со сна на бодрствование и, наоборот, с бодрствования на сон. Помощь в делах. Когда человек находится за пределами дома, он обращается к Богам – к Ладе, к Пращуру Рода, либо к Даждьбогу («Даждьбог в помощь»). А когда делает что-то по дому, то обращается к домовому. Бывает, не спорится дело, всё из рук валится, тогда чтобы дело пошло, встаньте лицом в Хозяйский угол, представьте образ домового и скажите: «Домовой, домовой, помоги в делах моих» (иди «помози в делах моих»). Потом не забудьте прикормку положить, и поклон обязателен при каждом обращении. Найти пропажу. Всем знакомая христианская фраза: «Чёрт, чёрт, поиграл и отдай» — никогда её не произносите, домовой не любит когда его называют чёртом. Чтобы потерянная вещь нашлась надо встать спиной в Хозяйский угол, зарыть глаза, представить добрый образ домового и сказать: «Домовой, домовой, поиграл и отдай». Ищите 3 минуты, если не находите – положите прикормку в блюдечко, и уже меняете интонацию: «Домовой, домовой, ну поиграл и отдай!». Если через 3 минуты не нашли – ещё прикормку положите, и уже жёстко: «Домовой, домовой, ну поиграл и отдай!». Должны найти. Если не нашли через 3 минуты, значит этой вещи в доме нет. То есть обращаемся три раза: первый раз спокойно, второй – требовательно, третий – властно, грозно. Домовой бывает как ребёнок, любит поиграть, пошалить. Присмотреть за домом. Раньше когда ненадолго отлучались из дома, чтобы всё было в порядке, обращались к домовому: «Эй, Дедушко, ты не засни, в ночь порядок наведи, присмотри чтоб дети спали, чтобы мыши не пищали, будь хозяином во всём, сохрани (содержи) в порядке дом». И тут же не забыть прикормить домового.

    Когда уезжали надолго (в другую деревню на свадьбу, именины и т.д.), просили домового присмотреть не только за домом, но и за двором: «Эй, Дедушко, ты не засни, по-своему распорядися с вором, ходи вокруг двора дозором, и всё как следует храни».

    Облик

    Домовёнок
    Домового обычно представляли в облике хозяина или хозяйки дома живого или умершего (последнего умершего либо самого старшего человека в семье). Облику присущи некоторые звериные черты, указывающие на его потустороннюю природу: длинные торчком стоящие уши (либо только одно), покрыт шерстью (в цвет волос хозяина дома), длинные когти. Лохматость и косматость домового сулила богатство дому, поэтому у бедняков домовой ходил голый. Одежда домового — зипун или синий кафтан, белая или красная рубаха подпоясана кушаком. Если домовой показывается в чёрном — это предвещает беду.

    Домовой может принимать облик любого члена семьи (особенно отсутствующего), животного (чаще змея, ласка, кошка, петух, крыса).

    Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, в северных областях Олонецкой губернии духа домашнего очага называли Жихарько

    . Его представляли существом маленького роста, взъерошенным, с длинной бородой, добродушным, безвредным и большим шутником[12].

    В Заонежье гне́тка

    ,
    гне́тко
    или
    гне́теница
    — существо «мохнатый, со долгими власами», которое наваливается на спящего человека и душит; «если не обожать — целую ночь промучит»; «которо обожать — кряхтит и дверки открывает, которо не обожать — гнетёт»[13], гнетке «непрерывно пламенный, целый в шерстки, малюсенький, но наружный сорт его незнаком, никто его не видел»;
    лизу́н
    — тот, кто зализывает волосы у детей и шерсть у скотины;
    пасте́нь
    , или
    сте́нь
    — дух, являющийся в виде привидения или тени на стене. Такая «раздробленность» образа домашнего духа-опекуна характерна, в основном, для северо-русских поверий[14]. Согласно общераспространённым представлениям, терем ночью может «наваливаться» на индивидуума, предвещая какие-либо смены в его жизнедеятельности или вызывая кошмары, нездоровья

    В славянской мифологии душа умершего предка могла воплотиться в змею, но только в западнославянской мифологии змея вместо домового является душой умершего хозяина дома[15]. У западных славян домового представляли в виде гномика или змея[7].

    Женские образы

    Наряду с мужским образом домового существуют женские парные соответствия этому персонажу: в одних случаях это жена (домовиха

    ) и дочь (
    домовинка
    ) домового, в других — самостоятельные персонажи — мифологические хозяйки дома. Одни считали, что домовой одинок, другие — что состав семьи домового повторяет число членов семьи в доме[1].

    Согласно поверьям белорусов, не вышедшие замуж домовички склоняют к связи с собой человеческих юношей[16]. Домовиха поддерживает порядок и лад в доме хорошей хозяйки, помогает ей в хозяйственных делах, присматривает и качает детей, даёт им какие-то волшебные лечебные травы, поддерживает огонь в очаге[17]. Нерадивых и нечистоплотных хозяек Домовуха[источник не указан 54 дня

    ] не любила и оттого мстила, подбрасывая в приготовленное такой хозяйкой блюдо сурепки[18].

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: