Большая и малая Перуница. Как правильно накладывать и когда проводить ритуал?

Кто такой Перун?

Для славянских народов, Перун — один из представителей многочисленного пантеона языческих богов. Являлся сыном Сварога и Лады, первый Бог не отвечающий за земледелие. Перун — повелитель грома и молний, покровитель воинов и правителей. К нему обращались, чтобы он наделил отвагой, мужеством, силами и умениями в воинском искусстве. Святилища располагались в дубовых рощах, где по четвергам волхвы проводили ритуалы жертвоприношения. Оружием бога служили 2 молнии: лиловая и золотая. У славян не оплакивали людей, которые погибли от молнии, считалось, что в таком человеке жила нечистая сила. Выжившего после удара считали слугой Перуна.

Расхождение в датах празднования Перунова дня

В связи с тем, что путаница в стилях имела место вплоть до 1918 года, когда европейские страны жили уже по новому стилю, а Россия – всё ещё по старому, сложились две разные даты празднования летнего Перунова дня. Так, согласно родноверческой традиции, берущей начало с земель Малороссии, день Перуна (Ильи) и поныне отмечают двадцатого июля. А в соответствии со староверческой традицией, возникшей в Сибири, этот праздник наступает второго августа. Впрочем, некоторые языческие общины почитают Перуна на протяжении всего этого периода.

Виды и значение

Славяне использовали различные символы-обереги, чтобы получить покровительство Бога. Символика Перуна — это, прежде всего, воинская атрибутика. Талисманы:


Такой символ используется с целью гармонизации своего духовного мира.

  • Громовник. Главный среди всех остальных. Его изображение — крест с 6 лучами и лопастями, помещенный в кольцо. Служит для защиты от несправедливости, ранений, порчи, недоброжелателей. Способен прибавить в человеке мужество и физическую силу.
  • Секира Перуна. Согласно легенде, именно этим оружием языческий Бог победил Змея. Дарит владельцу недостающую силу, добавляет резкости и увеличивает мужские черты характера.
  • Перунов щит. Изображение — перевернутая острым концом вниз капля воды с рисунками других символов. Помогает защититься от физических и энергетических атак, уберечь семью и род от бед.
  • Цветок Перуна или «цвет папоротника». Позволяет открыть духовную сторону жизни и найти свою цель в ней.
  • Перунов шлем. Наделяет решительностью, отвагой, силой духа и удачей.
  • Руна. Талисман имеет разное значение в зависимости от стороны. Одна — дает мощную энергетику, вторая — помогает бороться с хаосом в человеческой жизни.
  • Перуница. Изображение — молния заключенная в звезду. Используют для привлечения удачи и помощи в трудных жизненных обстоятельствах.
  • Звезда Перуна. Такой оберег подойдет руководителям, работникам судовой системы и врачам. Он способствует принятию сложных решений, находить правду, ясно мыслить и выполнять задуманное.
  • Меч. Этот символ Перуна поможет владельцу привнести порядок в жизнь, пополнить энергию, защитит от черной магии.
  • Печать Перуна. Символ принято получать в дар от матери, тогда он защищает от лукавства, гибели в сражениях, вражеских познай.

Не стоит использовать символы людям, которые обманывают и вредят другим.

История рождения

Согласно легенде, родителями языческого божества были не обычные люди, а высшие силы. Его мать, Лада, – покровительница всей Руси, верховное женское божество — заведовала семейными отношениями, деторождением, любовью и весной. Берегиня и хранительница домашнего очага, она стала символом женской красы, но не столько физической, сколько внутренней, духовной. Отец, Сварог, являлся представителем небесных сил, умелым кузнецом, который собственноручно выковал Землю. Именно он стал прародителем всех других божеств, которым поклонялись славяне.
Языческий бог Перун родился в тот ненастный день, когда раскаты грома сотрясали землю, а устрашающие молнии пронизывали небесный свод. Эти силы природы и стали для младенца лучшей колыбельной: только во время грозы он сладко спал, не доставлял лишних хлопот. Легенда гласит: когда маленький Перун немного подрос, он бегал с молниями наперегонки и пытался перекричать гром. Но только став абсолютно взрослым, научился контролировать эти силы природы, управлять ими. Закалённый отцом работой в кузнице, он полюбил оружие, которое там изготавливалось. Поэтому и взял на себя ещё одну задачу: оберегать доблестных воинов во время битвы.

Кому подходят?

С помощью такого символа женщина может проявить качества, присущие своему полу.
Боевые символы — Перунов крест, секира и щит — подходят как амулеты юношам старше 16 лет и взрослым мужчинам. Запрещено носить детям, так как они развивают в них жесткость. А также нежелательно использовать женщинам, из-за того, что амулеты блокируют проявление женских черт характера и формируют мужские. Для представительниц прекрасного пола подходят Руна, Перуница, Звезда и Цветок Папоротника.

Цвет Перуна — универсальный в использовании. Подойдет для всех полов и возрастов. Особенно актуальным будет для людей связанных с наукой и знаниями, путешественников и военнослужащих. Он поможет найти счастье, привнести покой в душу, обрести призвание. Нельзя применять талисман людям, которые обладают злыми помыслами и хотят навредить другим. Не пойдет он чернокнижникам и темным магам, так как Перун хоть и жестокий, но справедливый Бог и попусту наказывать никого не станет. А также не рекомендуется носить тем, кто думает только о материальных благах.

Примечания

  1. 12
    Левкиевская, 2000, с. 68.
  2. Кондратьева, 1983, с. 62.
  3. Даркевич B. П.
    Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве // Советская археология. — 1961. — № 4. — С. 99—100.
  4. Brückner A.
    Słownik etymologiczny języka polskiego. — Warszawa: Wiedza Powszechna, 1985. — S. 414.
  5. Иванов, 2005, с. 7—11.
  6. Трубачев, О. Н.
    Этногенез и культура древнейших славян. — М.: Наука, 2003. — С. 197.
  7. Перун // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1987. — Т. III : Муза — Сят. — С. 246.
  8. Zarys dziejów religii. / Józef Keller; Józef Bielawski. — Wyd. 6. — Warszawa: Wydawnictwo ISKRY, 1988. — S.263. — 814, [2] s., [72] s. — ISBN 8-32-071069-3
  9. 12Иванов Вяч. Вс.
    К этимологии балтийского и славянского названий бога грома // Вопросы славянского языкознания. Вып. 3. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. — С. 101—111.
  10. Гамкрелидзе, Т. В.; Иванов, Вяч. Вс.
    Индоевропейский язык и индоевропейцы. — Тбилиси: Изд-во ТГУ, 1984. Т. II. — С. 792—793, 798.
  11. 12Николаев С. Л., Страхов А. Б.
    К названию бога-громовержца в индоевропейских языках // Балто-славянские исследования. 1985. — М.: Наука, 1987.
  12. Прокопий Кесарийский.
    Война с готами. Книга VII (книга III Войны с готами)
  13. Ильин день // Российский Этнографический музей
  14. Цит. по: Мансикка, 2005, с. 72.
  15. «И наутрия призва Игорь слы и приде на холм, кде стояше Перун, и покладоша оружие своё и щиты и злато; и ходи Игорь роте и людие его, елико поганых руси», цит. по: Мансикка, 2005, с. 73.
  16. Цит. по: Мансикка, 2005, с. 73—74.
  17. См. очерк историографии: Клейн, 2004, с. 142—146.
  18. Бернштам, Т. А.
    «Слово» об оппозиции Перун — Велес/Волос и скотьих богах Руси // Полярность в культуре (Альманах «Канун». Вып. 2). — СПб., 1996. — С. 93-120.
  19. 12
    Иванов, Топоров, 1974.
  20. Клятвы именами богов были широко распространены в Скандинавии, но особое место среди них занимали клятвы, подкреплённые именем Тора, см.: Meyer E. H.
    Mythologie der Germanen. — Strassburg, 1903. —
    S. 290
    .
  21. 12
    Цит. по: Мансикка, 2005, с. 76
  22. Усы или борода — непременный атрибут громовержца у индоевропейских народов, а серебряность головы может указывать на возраст. См. Иванов, Топоров, 1974, с. 15—16
  23. В. Й. Мансикка считает, что в первоначальном варианте летописи упоминался лишь Перун, а имена остальных богов были позднейшей вставкой, случайным набором известных переписчику имён языческих божеств. Х. Ловмяньский как и Мансикка полагает, что в летописи изначально было имя лишь Перуна, а остальных божеств в летопись приписал Никон Печерский, поскольку представлял себе Владимира идолопоклонником-политеистом. До того Никон жил в Тмутаракани, на юге, поэтому в пантеоне Владимира так много божеств иранского происхождения: Łowmiański H.
    Religia Słowian i jej upadek (w. VI—XII). — Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1986. — S. 113—118. Клейн считает, что суть реформы заключалась в установлении государственного культа верховного божества, Перуна: см. Клейн, 2004, с. 147—151.
  24. Васильев, М. А.
    Вел. кн. Владимир Святославич: от языческой реформы к крещению Руси // Славяноведение. — 1994. — № 2. — С. 38-55.
  25. Рыбаков, Б. А.
    Язычество Древней Руси. — Гл. 9 : Языческая реформа Владимира.
  26. Вполне возможно, что название урочища Перынь было увязано местными жителями с идолом Перуна благодаря народной этимологии, по сходству звучания.
  27. Седов, В. В.
    Древнерусское языческое святилище в Перыни // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. — Вып. 50. — С. 92—103.
  28. Клейн, 2004, с. 160—164, 152—157.
  29. Свирин, К. М.
    Языческие святилища Северо-Запада Древней Руси в VIII — начале XI вв. // История и археология Новгорода. — 2006. — Вып. 2.
  30. Новгородская I летопись, цит. по Мансикка В. Й.
    Религия восточных славян. — М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005. — С. 87—88.
  31. Проводы Перуна
  32. Петрухин, В. Я.
    «Проводы Перуна»: древнерусский «фольклор» и византийская традиция
  33. Новгородская I летопись, цит. по Мансикка В. Й.
    Религия восточных славян. — М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005. — С. 88.
  34. Об этом см. Петров А. В.
    От язычества к Святой Руси. Новгородские усобицы (к изучению древнерусского вечевого уклада). — СПб., 2003.
  35. Новгородская IV и Софийская I летописи, цит. по Мансикка В. Й.
    Религия восточных славян. — М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005. — С. 88.
  36. Об этом см. Зеленин Д. К.
    Умершие неестественной смертью и русалки
  37. Янин, В. Л.
    Церковь Бориса и Глеба в Новгородском детинце: (О новгород. источнике жития Александра Невского) // Культура средневековой Руси. — Л., 1974. — С. 91.
  38. Герберштейн, Сигизмунд фон.
    Записки о Московии
  39. Сказание о Словене и Русе и городе Словенске
  40. Якушкин, П. И.
    Путевые письма из Новгородской и Псковской губерний. — СПб., 1860. — С. 118.
  41. Васильев, М. А.
    Язычество восточных славян накануне крещения Руси. — М.: Индрик, 1999. — С. 311.
  42. Украинские сказки. — М., 1993. — Кн. 2 : Чародейная криница. — С. 50—51. — Сказка записана Д. И. Яворницким в 1905 году в Екатеринославской губернии.
  43. Любавский, М. К.
    История западных славян. — М., 1918. — С. 83. Сам Любавский ссылается на поморского историка Томаса Канцова.
  44. Агапкина, 1999, с. 143.
  45. Иванов, Топоров, 1974, с. 109.
  46. Иванов, Топоров, 1974, с. 104—114.
  47. Имя Перуна в этих песнях, как правило, заменяется словом Бог.
  48. См., например, закличку: Дождик-дождик, припусти, / Я поеду меж кусты / Богу молиться, / Христу поклониться. / Богова сирота, / Отворяю ворота / Ключиком, замочком, / Золотым платочком.
    — Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольлоре. Вып. I. Младенчество. Детство. — М.: Худож. лит., 1991. — С. 242.
  49. Белорусский сборник. Вып. 4. Сказки космогонические и культурные. — Витебск, 1891. — № 1, № 3 и комм.; Иванов, Топоров, 1974, с. 5 и др.
  50. Иванов, Топоров, 1974, с. 164 и след..
  51. Веселовский А. Н.
    Избранное: традиционная духовная культура. — М.: РОССПЭН, 2009. — С. 207—208.
  52. Иванов, Топоров, 1974, с. 7 и след..
  53. Иванов, Топоров, 1974, с. 12 и след..
  54. Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В.
    Индоевропейский язык и индоевропейцы. — Тбилиси, 1984. Т. 2. — С. 618.
  55. Рыбаков, Б. А.
    Язычество Древней Руси. — Гл. 5 : На пороге государственности.
  56. Иванов, 2005, с. 21—22.
  57. Раденковић Љ.
    Перуника — цвет небеског или хтонског света // Studia mythologica Slavica XVI. Ljubljana, 2013. С. 105—116.
  58. Иванов, Топоров, 1974, с. 89—92.
  59. Макаров, Н. А.
    Древнерусские амулеты-топорики // Российская археология. — 1992. — № 2. — С. 41—56. Варяжским аналогом амулетов-«топориков» были «молоточки Тора».
  60. Клейн, 2004, с. 233.
  61. Carl Edlund Anderson.
    Scandinavian Days: Old or New?, paper presented at the 35th International Medieval Congress on Medieval Studies, Western Michigan University, Kalamazoo, MI, USA (05 May 2000).
  62. Иванов, Топоров, 1974, с. 24—25.
  63. Рыбаков Б. А.
    Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987. — С. 178.
  64. Клейн, 2004, с. 98.

Какой оберег выбрать?

Выбирая символ, следует довериться интуиции. Нельзя подбирать оберег по красоте изображения или по его совместимости с аксессуарами. Вера в его магические способности — главное условие эффективности талисмана. Перед применением необходимо внимательно изучить значение приглянувшегося знака или символа.

Наиболее мощными защитными свойствами обладает Щит.

Все символы Перуна имеют одно значение — защита. Самым сильным защитным амулетом является Щит — в древние времена его носили главнокомандующие и титулованные воины. Он оберегает от стрелкового оружия и чар. На щиты наносили дополнительные символы (Перунов знак или печать). Носить его можно как защиту от врагов и неприятных ситуаций, а также для привлечения удачи.

Секира — символ силы и защиты. Воины, перед походом, набивали себе татуировку с ее изображением. Хорошо подойдет спортсменам и военным, укрепит мужские качества характера. Носить его следует в виде кулона на веревочке. Для защиты от магического воздействия подойдет Цвет Перуна. Амулет поможет стать благороднее, бороться за справедливость и честь.

Литература

  • Дуб / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 141–146. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Боровский Я. Е.
    Мифологический мир древних киевлян / Под ред. Г. Н. Подлесной; Институт археологии АН УССР. — К.: Наукова думка, 1982.
  • Даркевич В. Л.
    Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве // Советская археология. — М., 1961. — № 4. — С. 91—101.
  • Ивакин Г. Ю.
    Священный дуб языческих славян // Советская этнография. — М., 1979. — № 2. — С. 106—115.
  • Иванов, Вяч. Вс.
    Исследования в области славянских древностей / Иванов, Вяч. Вс., Топоров, В. Н.. — М. : Наука, 1974.
  • Перун / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 430—431. — ISBN 5-85270-032-0.
  • Перун / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Славянская мифология : энциклопедический словарь / редколлегия: С. М. Толстая (отв. ред.), Т. А. Агапкина, О. В. Белова, Л. Н. Виноградова, В. Я. Петрухин; Ин-т славяноведения РАН. — 2-е изд. — М. : Междунар. отношения, 2002. — С. 362-363. — ISBN 5-7133-1069-8.
  • Иванов, Й.
    Культ Перуна у южных славян. — М. : Ладога-100, 2005.
  • Клейн, Л. С.
    Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. — СПб. : Евразия, 2004.
  • Кондратьева Т. Н.
    Метаморфозы собственного имени: опыт словаря / науч. ред. А. Т. Липатов. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1983. — 111 с.
  • Левкиевская Е. Е.
    Культ деревьев // Мифы русского народа. — М.: Астрель, Аст, 2000. — С. 68–72. — 527 с. — ISBN 5-271-00676-X.
  • Мансикка, В. Й.
    Религия восточных славян. — М. : ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005.
  • Рыбаков Б. А.
    Язычество древней Руси. — М.: Наука, 1987. — 782 с.
  • Боги / Топоров В. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 204–215. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Перун // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).

Применение

Использование амулетов в современности осуществляется в виде:

  • татуировки;
  • вышивки;
  • украшения.

Тату с изображением Цветка Папоротника поможет защитить человека от черного колдовства, болезней; наполнит силами и решительностью. Не подойдет корыстным, склонным к азартным играм людям — для них послужит ключом к несчастьям и бедам. Такой символ подойдет и мужчинам и женщинам. Для места расположения лучше всего подойдут спина, грудь и плечи.

Предки верили, что замаскировать обереги, можно и в рисунках на одежде. Такой талисман обладает наибольшей силой, так как он выполняется вручную и требует внимания и кропотливости. Вышивать следует на убывающий месяц. К работе необходимо подойти основательно — ошибки в схеме, запутавшиеся нитки снижают магическую силу оберега. Ткани должны быть натуральными, а нитки использовать черного или красного цвета. Амулеты в виде украшения изготавливают из камней, металла и дерева. В современности популярные изделия из серебра. Изображения можно наносить на поверхность материала или вырезать символ.

Атрибуты

День недели Перуна – четверг, во время которого славяне ему поклонялись и устраивали жертвоприношения. Проводя ритуалы, люди просили у божества возможности поменять жизнь к лучшему. С тех пор считается, что четверг – наиболее удачный день для перемен, новых начинаний. Идеально, когда в это время растущая луна: она только ускоряет шаги в нужном направлении, содействуя всему процессу.

Как и другие боги славян, Перун покровительствовал миру флоры и фауны. Кроме вышеупомянутых дуба, ириса, папоротника, быка и сороки, под его охраной пребывали волки, вепри, гнедые кони, а также гриб-боровик, горох и овёс. Цифра божества – 4, металл – олово, камень – лазурит, сапфир. Планета солнечной системы – Юпитер, под влиянием которой растут богатые урожаи, скот даёт приплод. Когда наука астрология стала популярной на территории современных России, Беларуси, Украины, считалось, что все сельскохозяйственные работы лучше начинать неизменно в тот период, во время которого господствует Юпитер.

Враги божества

Ими были тёмные сущности, которые пытались проникнуть из загробного мира в жизнь людей с целью навредить им, принести зло. Например, согласно давнему сказанию, бог молнии Перун убивает треглавого змея, пытавшегося похитить его возлюбленную Диву. Чтоб одолеть противника, он даже переступает через свою гордыню и объединяет усилия с отцом девушки – своим давним противником, богом Велесом. После свержения чудовища Перун обручается с прекрасной Дивой, от этого союза рождается отважная Девана – богиня охоты, жена покровителя лесов Святобора.

Перун и Велес постоянно соперничали между собой: то они не могли поделить стада животных, то доказывали, кто более сильный и могущественный. Их неприязнь нельзя назвать враждой, скорее это история двух братьев, которые делают один другому мелкие пакости, при этом сохраняя уважение и даже испытывая скрытую родственную любовь. Кстати, Велес был богом циклического движения. У людей он ассоциировался с медведем, обладающим сильными магическими способностями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: