Славянский пояс – обязательный предмет одежды и оберег

Как никогда в древности не ходили славянки простоволосыми, так почти невозможно увидеть их без пояса, украшенного сообразно возрасту и семейному положению.

Свободно обвивающаяся вокруг тела рубашка возможна только в бане или при отходе ко сну. Также славянки распускали волосы и снимали пояса во время совершения магических обрядов.

Не меньшее значение играл славянский пояс и в мужском облачении.

Распоясанный — что голый

Славянский народный костюм начинается поясом — им и завершается. Рождался ребёнок — надевали на него поясок — тонкий, нательный, который полагалось носить всю жизнь, как позже, по принятии христианства, — крестик. Так и носили их вместе, обращаясь за помощью к языческим богам и Иисусу Христу.

Тельную опояску — тельник — надевали под русский сарафан, под косоворотку, не расставались с ним даже в бане, где человек особенно беззащитен перед чарами.

Но большинство людей тельник берегли: второго такого не будет. Потому использовали его в особые моменты: при болезни, важном, опасном деле, уходя на войну. Знали: охранит он владельца от пули, сглаза, смертельного недуга.

Плетёный шнурок повязывали на шею, пришивали к нему ладанку с образком, переписанной молитвой.

От сакральных знаний о родильном/крестильном тельнике почти ничего не досталось — одна ниточка.

Этот славянский пояс сделан в технике древнейшего браного ткачества. Знаете такое?

Браное – не потому — что такое сложное плетение, что остается только браниться. Название происходит от слова «брать» — при создании узора нити основы «пробираются» при помощи дощечки — бральницы. Остающиеся над дощечкой нити остаются видны, а те, что внизу закрываются цветными.

Браное ткачество одна из древнейших техник орнаментации тканей, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова «брать»), когда нити основы «пробираются» при помощи специальной дощечки — бральницы. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Так, при сочетании нитей различного цвета получаются северные браные узоры. Теперь представьте, что на станке по ширине одного пояса 40 основных нитей и поразитесь тому, что каждый ряд поперечных цветных ниток продергивается в определенном порядке через множество ниток основы. В одном сантиметре пояса не меньше двенадцати продольных рядов.

А теперь несложно представить весь этот невообразимый труд – один продольный ряд, когда браницей продергивается узор через 40 нитей, лежащих поразительно близко друг к другу, каждый ряд подбивается челноком, и делается это опытным мастером всего за 30 секунд. Так что три дня непрерывной работы – это только у опытного мастера.

И все же это так красиво, так орнаментально, сочно и поразительно, что и раньше трудов не жалели. Браными узорами украшали не только одежду, но и полотенца со скатертями. Издавна по берегам Пинеги мастерицы ткали красные узоры по белой «земле

» (фону). Хранит наша память имена Анны Ивановны Черемной, Марии Алексеевны Щеголихиной, Анастасии Ивановны Беляевой, что смогли передать нынешнему поколению потомственные приемы северного волшебного узорного ткачества.

Достойными восхищениями является двухуточная браная техника, когда мастер работает не одним утком, а двумя. Просто голова кружится, когда смотришь на фантастическую ловкость и безошибочность движений мастера. Внимание, терпение и усидчивость позволяет, тем не менее, выполнять самые сложные по замыслу узоры.

И вот, это чудо можно подержать в трепетных руках — плотный, крепкий, и гибкий одновременно, сверкающий переливами цветов, подобно северному сиянию, теплый от энергии добрых человеческих рук, славянский пояс

. Он практически не тянется, сохраняя форму, и таким приятным контрастом оказываются на ощупь мягкие шерстяные ниточки бахромы на кончиках этого произведения мастера.

Нить на запястье, что выплелась из древней нательной опояски

Возможно, кто-то пользовался необычным способом лечения «развязавшейся» руки, когда — боль в запястье, невозможно сжать какой-либо предмет.

Берут красную шерстяную нить, чем толще — тем лучше, обвивают запястье, связывают концы узлом. Через некоторое время боль, слабость уйдут.

Почти то же самое можно делать при больных суставах, спине. Берут хлопчатую, лучше — шерстяную багряную ткань, делают широкую ленту, обвязывают больное место кругом.

Эффект разной выраженности проявляется у всех — кто верит и не верит. Объяснить его современными знаниями невозможно, но когда-то такое знание было, ведь огненного цвета нить, полоса ткани — упрощённый вариант древнего шнурка нательного. Немного силы осталось в простом обвивании, однако она — впечатляет.

Как сплести ремень своими руками мастер-класс

Для того чтобы сделать плетеный ремень своими руками, нам понадобится:

  • пряжка
  • шнур/пряжа/ткань: около 30 метров
  • ножницы
  • клей, спички/зажигалка или швейная машинка
  • эластичная резинка

1. Для начала определитесь с материалом для будущего ремня. В данном случае используется шнур, но кроме него можно сплести аналогичный ремень из пряжи или сделать заготовки из ткани. Из тонкой пряжи можно сплести таким образом интересный браслет или повязку на голову.

Длина шнура в представленном мастер-классе составляет почти 30 метров. В этом случае величина готового ремня составит около 90см.

Отрежьте нужную длину выбранного материала (лучше брать с запасом) и закрепите узлом на пряжке, сложив вдвое четко по сердине, как показано на изображении -1-.

2. Отмерьте необходимую длину ремня и закрепите в полученном месте противоположную часть шнура (см. изображение -1-), обернув вокруг любого подходящего предмета. После этого зафиксируйте этот конец эластичной резинкой или нитью для удобства дальнейшего плетения ремня.

3. Протяните два конца шнура обратно через пряжку, как показано на изображении -2-. Обратите внимание, что один конец проходит над, а другой под пряжкой.

Таким образом вы получите заготовку из четырех зафиксированных нитей, а также двух свободных (концы шнура), которые и будут переплетать остальные.

4. Начинайте плести. Этот процесс довольно прост и наглядно показан на изображениях -2 и 3-: протяните каждый из концов шнура поочередно вокруг двух основных закрепленных нитей, сначала под крайней для одного и над крайней для другого. После этого аналогично под/над второй нитью.

5. Удерживая основные нити, переместите полученные в предыдущем шаге петли по направлению к пряжке до тех пор, пока не получите тугое переплетение (см. изображение -3-).

6. Теперь необходимо поменять концы шнура между собой для дальнейшего плетения. Один из концов (изначально проходил под пряжкой) проведите над ближним крайним шнуром, затем под двумя средними и выведите на другую сторону над противоположным крайним концом.

Проделайте аналогичное для другого шнура, на этот раз проведя его под крайними и над средними (см. изображение -4-).

7. Переместите петли по направлению к пряжке, в этом случае стягивая их не слишком сильно. В противном случае плетение будет тугим и вы не сможете застегнуть пряжку.

8. Переплетайте таким образом, чередуя шаги 4-7, до тех пор, пока не достигните конца ремня (см. изображение -5-). После этого обрежьте нити и пройдитесь зажигалкой (можно зафиксировать клеем) вдоль конца или же, если вы используете пряжу или ткань, прострочите на швейной машинке.

Кстати, не обязательно повторять данные шаги друг за другом: вы можете сплести ремень, проделывая только шаги 4-5 друг за другом или же сделать желаемое количество повторений сначала одного узора, а затем другого. Вуаля! Плетеный ремень своими руками готов! изображения soulsamurai.blogspot.co.uk

косичек и шнуров. В работе могло находиться от 3 до 15 и даже более нитей. Плетёные косички могут быть разными: узкими и однотонными, широкими и разноцветными и наоборот. Косички можно использовать как пояс, как тесьму, как ручки для сумок. Для плетения косичек годятся и тесьма, и нити, и шнуры.

Например: плетеные пояса

— они всегда сопровождали человека с древних времен. Пояса завязывались поверх одежды и были обязательны. Плели пояса из льняных или шерстяных нитей. Пояса были и широкими и узкими, простыми и с орнаментом. Пользовались для плетения разными способами.

Пояс закрывает и открывает

Представить русский костюм — мужской, женский — распоясанным невозможно. До ХХ века в областях, где соблюдали традиции, показаться кому-то без пояса было равносильно тому, как замужней женщине предстать простоволосой. Даже муж и жена видели друг друга только опоясанными.

Зачастую поясов на человеке одновременно было несколько. Постепенно возник целый комплекс — под разные нужды:

  • нательный, сетка, — надевали на голое тело как оберег;
  • наживотник — узкая лента, тесьма для исподней рубахи;
  • кушак — для верхней одежды, широкий, нарядный.

Это основные виды, а были ещё столбунец — широкая поперечнополосатая тканая опояска; чересел — кошелёк-«кишка» для тайного хранения денег — им опоясывались по голому телу; гулунец, плетешок, суконник, словесный (с надписями — «словесами»), множество прочих.

Для усиления обережной силы кушаки украшали специальными изображениями — вытканными, вышитыми коловратами, громовыми знаками, огнивцами, трикселями, крестами разных видов. О смысле, символах орнаментов я расскажу вам в другой статье — «Символика славянской вышивки».

Поздние традиции, которые скорее — русский стиль, чем славянский, допускали ношение сарафана распоясанным. Такой стилизованный русский сарафан, отвечающий главным канонам национального платья, можно купить на нашем сайте.

Однако славянские традиции живы — благодаря увлечённым людям, влюблённым в красоту, родную историю. Купить славянское платье, русскую рубаху (косоворотку) классического кроя с обережным поясом можно в славянском магазине одежды «Иванка»

Другой способ изготовить славянский пояс — бердо

«Бердо» — тонкая дощечка шириною чуть больше ладони. Чем длиннее бердечко, тем шире будущий поясок. Поперек бердечка делались тонкие узкие параллельные друг другу пропилы. В каждой перегородке сверлились дырочки. Нечетная нить пропускалась в пропил бердечка, четная — в дырочку. Бердечко попеременно поднимали или опускали, и каждый раз в образовавшийся зев пропускали нить утка и подбивали челноком. Этот прием повторялся многократно и в результате образовывался тканый пояс.

славянские пояса

«Поясъ — развяжись, земле — расступись!»

Моментов, когда народная одежда оказывалась распоясанной, немного, и все они — чрезвычайные.

Сговор с потусторонней силой

Замыкаясь вокруг живота (жизни) человека, тельник охранял от всякого зла — исходящего от людей, стихий, потусторонних сил. Но были такие случаи, когда человек по своей воле снимал оберег, открывался.

  • Распоясанной русская рубашка оказывалась, когда хозяин отправлялся искать клад, добывать цвет папороти в Купальскую ночь — по-другому клады не открывались, папоротник цветка не показывал.
  • Девушка, желая узнать суженого, снимала наживотник, клала на ночь под подушку, приговаривая: «Пояс мой, пояс, покажи жениха да поезд».
  • В некоторых губерниях верили, что вытканный за «един день» из остатков льна кушак, который нужно надеть один поверх одежды, позволяет увидать на Радуницу (Родительский день, вторник Фоминой недели) всех умерших родных.
  • Молодая, входя после венчания и пира в комнату для первой брачной ночи, снимает венчальный пояс и бросает его на печь (по другой версии это делает муж) — так она вверяет себя хозяину дома, домовому, и мужу, признавая последнего полным хозяином над её животом (жизнью).

В обычной жизни только колдуны, оборотни, ведьмы не опоясывались, чтобы не поймать самим себя в ловушку и не потерять силу.

Роды, беременность

Народные платья не предполагали частой перемены: рожала баба в чём была и где была — в поле, на покосе, скотном дворе, в избе. Нередко роды были тяжёлыми, тогда развязывали на роженице кушак и нательник, расплетали косы. Так же поступали и женщины, находившиеся при родах и помогавшие повитухе.

Случается, что и сейчас, отправляя дочь или внучку на роды, наказывают ей распустить волосы, расстегнуть пуговицы, развязать завязки, если окажутся на одежде.

А в далёких сибирских деревнях до сих пор некоторые бабки-лекарки лечат от бесплодия тем, что заставляют мальчика завязать на женщине кушачок. Носить его нужно постоянно: говорят — помогает.

Однако делать такие поясочки — на беременность, к рождению ребёнка, лучше самой женщине. Потому далее мы расскажем, как сплести шнурок самым простым способом — дёрганьем.

Делаем славянские обереги самостоятельно — немного теории

Сейчас интерес к древнейшей истории наших предков постепенно возрождается, и на этой волне появилось очень много магазинов, предлагающих религиозную и магическую атрибутику древних славян. Следует отметить, что подобная практика никогда не существовала во времена Древней Руси — все обереги, особенно личные, семейные и домашние делались самостоятельно. Считалось, что такая вещь заряжается положительной энергетикой и настраивается на своего владельца в момент создания. Исключение составляли лишь некоторые обрядовые предметы, специально создававшиеся для преподношения в дар — большинство подобных вещей связано со свадебными приметами и традициями, ведь именно свадьба считалась самым крупным человеческим праздником, не привязанным к временам года и устойчивым датам.

Отдельно надо сказать о ритуале создания Чура — духа-хранителя, олицетворявшего всех предков человека. Подобные небольшие статуэтки были в каждом доме, их часто брали с собой в поход и, естественно, делать их мог только отец семейства, в случае создания изображения покровителя семьи и дома, или же сам владелец, когда он занимался сотворением лика личного хранителя.

Плетём тонкий поясок — нательный, на русский сарафан или косоворотку — на пальцах

Техника дёрганья — самая простая и самая древняя из всего множества, что сейчас известны.

  • Чтобы сплести прочный шнур, берут 5 ниток одинаковой толщины, одного цвета или разноцветных, в 2 раза длиннее, чем будущее изделие.
  • Нитки складывают пополам, свободные концы собирают пучком, надёжно закрепляют на чём-либо на уровне груди, петли надевают на пальцы — указательный, средний, безымянный правой руки; средний и указательный — левой (рисунок А).
  • Свободным рабочим пальцем оказывается левый безымянный. Им захватывают петлю с указательного правой, протягивают через другие петли на правой руке (рисунок Б).
  • Теперь справа — 2 петли. Их перекидывают на указательный и средний, освобождая безымянный, который становится рабочим и проделывает те же манипуляции, что безымянный палец левой руки — зеркально.

Как_плести_славянский_пояс.jpg

Далее движения повторяют столько раз, сколько длины требуется, не забывая осаживать полотно после каждой протяжки.

…Рассказывать о поясах можно много: как их завязывали, ткали-плели, украшали, сколько полагалось сделать девушке до замужества, какой — к свадебному костюму, как с их помощью уберечь скот и дом. Если эти истории покажутся вам интересны, мы к ним обязательно вернёмся.

Поясок_для_славянской_одежды.jpg

Хочется добавить одно: изучая архитектуру и эстетику народного костюма, самых мелких его деталей, убеждаешься в необыкновенной мудрости наших предков, в явном обладании удивительными знаниями, которые нам только предстоит возродить и усвоить.

Сколько времени плетется славянский пояс?

Знаете, сколько времени нужно, чтобы сплести на берде такой русский народный пояс? 6 минут на один сантиметр. Немного? А двадцать один час на один пояс уже солидно? Три дня непрерывной работы, требующей вдохновения, тонких движений пальцами и напряженной внимательности. Ошибки не допускаются. В результате мы получаем возможность опоясать свой стан таким восхитительным тканым поясом ручной работы – и призадуматься, стоит ли он таких усилий? И таких денег?

Все очень просто. Вы сами можете оценить, насколько важно для Вас иметь вещь, впитавшую в себя всю мудрость веков. Судите сами.

славянские пояса

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: