Является ли полумесяц символом ислама? Лунный календарь

Полумесяц считается символом мусульманской религии. Так ли это на самом деле?

Ни для кого не секрет, что во всем мире именно полумесяц считается символом мусульманской религии. Однако это не более чем стереотип. Он действительно украшает купола и минареты мечетей, его можно встретить на флагах многих стран с населением, преимущественно исповедующим ислам. А еще — немало верующих носят его на шее, как христиане — крестик. Вот только в отличие от христианства полумесяц с точки зрения шариата не имеет никакого религиозного значения. Даже если кто-то убежден в обратном.

Происхождение мусульманского знака

Мусульманский полумесяц широко используется в странах Востока и этому есть несколько объяснений. По одной из версий, он ассоциировался с богинями Дианой и Гекатой и был талисманом Византии. Оставался он талисманом города даже тогда, когда в результате завоеваний Византия стала христианским Константинополем, а впоследствии — мусульманским Стамбулом.

Вторая версия происхождения полумесяца связана с завоеваниями отца Александра Македонского — Филиппа II. Македонцы пытались взять Византию штурмом. Однако неожиданно вышедшая из-за туч яркая Луна-спасительница, раскрыла коварный план, и нападающие вынуждены были отступить. Еще одна легенда рассказывает о чудесном сне, который однажды приснился родоначальнику будущей османской династии. Осману, повелителю тогда еще крошечного княжества пригрезился тонкий серп ночного светила, соединяющий своими концами огромные территории. Посчитав этот сон хорошей приметой, он взял полумесяц символом своей семьи.

Другая легенда разнится героями, один из которых открыл знак:


Одним из вероятных открывателей данной символики считается султан Мурад 2.

  • султан Мурад II — родитель Мехмеда Завоевателя;
  • султан Селим I Грозный — отец Сулеймана Великолепного.

Согласно древнему сказанию, правитель прогуливался по полю после длительного сражения и увидел в луже крови отражение серповидного месяца со звездой. Впечатленный увиденным, султан решил сделать этот символ официальным и привязать к династии Османов. С тех пор, изображение луны со звездой стало символом единения турецкого народа и всевластия.

Полумесяц не только мусульманский символ

Молодая луна почиталась задолго до появления ислама. В индуизме полумесяц считался символом бога Шивы.

Шива и полумесяц

В Двуречье — богини плодородия Иштар.

Изображение Иштар и полумесяца на пограничном камне Мели-Шипак II (12 век до н.э.)

В Древней Греции полумесяц был признан символом Артемиды, богини охоты и женского целомудрия. В Персии изображения лунного серпа украшали короны правителей.

Артемида и полумесяц

В постройке православных церквей тоже используют полумесяц, называемый цатой. Вопреки расхожему мнению, цата в нижней части православного креста с исламом никак не связана. Цату изображали еще на древнейших православных церквях.

Цата – полумесяц в основании креста

В первой половине XX столетия лунный серп и звезду стали изображать на национальных флагах 5 стран: Мавритании, Азербайджана, Узбекистана, Пакистана, Малайзии. В мусульманском мире полумесяц окончательно утвердился как символ после 1950-го года. Позже полумесяц на эмблемах стали использовать еще 2 страны, не имеющие отношения к исламу: Непал и Сингапур.

Флаг Сингапура

Значение полумесяца

Мусульманский полумесяц с пятиконечной звездой — это скорее дань истории, чем религиозная святыня. Годы наложили отпечаток на первоначальное значение этого знака. Hilal (хиляль), так он звучит на турецком, стал символизировать власть в государстве, в какой-то степени выполнять функцию государственного герба.

Некоторые мусульмане носят на груди украшения в виде полумесяца, который не является священным, как христианский крест. Эта подвеска указывает на принадлежность хозяина украшения к мусульманской вере, не более того.

Чтобы отличаться от храмовых строений других религий, такой символ начали размещать вверху куполов мечетей.
Мусульманские полумесяцы устанавливали на куполах мечетей. Делали это с одной целью — визуально выделиться среди других городских строений и отличаться от священных зданий других религий. Никакого сакрального смысла этим знакам не придавали, они были видны издалека и служили ориентиром для верующих. Такое сугубо практическое применение символов Ислам не отрицал. Была у полумесяцев на вершинах минаретов еще одна функция: они копировали ту лунную фазу, в которой было завершено строительство храмовой постройки. Поэтому можно наблюдать этот знак разной формы и наклона. Встречаются даже мечети, у которых на вершине купола красуется полный круг небесного светила.

Споры о значении полумесяца для мусульман ведутся и по сей день. По одной версии он символизирует жизнь правоверного мусульманина согласно лунному календарю, а звезда — это 5 основных положений Ислама и пятикратных молитв, читаемых во время намаза. По другой версии этот мусульманский символ означает покровительство Аллаха, возрождение и наступление рая для истинно верующих.

Как много в мире людей, которые твердо убеждены, что полумесяц — это канонический символ Ислама. Многие люди, впервые увидев экземпляр Корана, удивляются, отчего на обложке нет полумесяца? Ведь, по аналогии, на Библии есть канонический символ Христианства — крест. Более того, некоторые люди, наблюдая, как ждут новолуния в преддверии священного месяца Рамадан мусульмане, делают из увиденного ошибочный вывод. Они полагают, что мусульмане как-то особо почитают это светило, что совершенно не согласуется с религией, запрещающей поклонение кому-либо, кроме Всевышнего. Чем же является Луна для мусульман? История символики На самом деле, символ полумесяца со звездой старше Ислама на несколько тысяч лет. Информацию о происхождении этих символов получить трудно, но большинство источников сходятся на том, что эти древние астрономические символы использовались различными народами при поклонении Солнцу, Луне и божествам неба. Есть также сообщения о том, что полумесяц и звезда использовались в качестве символа карфагенской богини Танит или греческой богини Дианы. Полумесяц был символом города Византия (впоследствии, Константинополь и Стамбул). По одним сообщениям, его выбрали в честь богини Дианы; по другим – в честь произошедшего в 340 году до н.э. сражения с армией македонского царя Филиппа II (отца Александра Македонского). Флота для организации блокады города-порта Византий у македонцев не было, поэтому они попробовали взять город наземным штурмом, начав атаку ночью. Однако нападавших выдала яркая Луна и эффект внезапности не сработал; штурм захлебнулся, и македонцы отступили. Ликующие горожане благодарили покровительницу Византия – Гекату, богиню лунного света. В ее честь начали чеканить монеты с изображением символов ночи – полумесяца и шестиконечной звезды. Полумесяц стал символом города. Он оставался им и когда в 330 году н.э. Византий стал Константинополем, столицей Римской империи, и когда в 1453 году город захватили турки-османы. Таким образом языческий древнегреческий знак, который на протяжении более тысячи лет был символом столицы христианского мира, стал ассоциироваться с Исламом Кроме этого, полумесяц используют и для наверший православных церквей. Кресты на куполах православных храмов имеют свою, особенную форму. Полумесяц (цата), расположенный в нижней части креста, не имеет никакого отношения ни к Исламу, ни к победе над мусульманами (хотя эта версия и встречается в литературе). Кресты с полумесяцем украшали ещё древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Дмитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие, построенные до столкновения с мусульманами. В Византии тех времен цату связывали с царской властью. Возможно, отсюда следует появление её как символа великокняжеского достоинства на портрете киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Полумесяц и Ислам За долгую историю образ Ислама и мусульманское сознание смешалось с огромным количеством окружавших его норм, традиций и стереотипов. Одним из таких символов, ассоциируемых с нашей религией, являются полумесяц и звезда. Раннее мусульманское общество не имело символа. Во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) исламские армии и караваны в качестве опознавательного средства использовали простые одноцветные (обычно черные, зеленые или белые) флаги. В более позднее время мусульманские лидеры продолжали использовать флаги этих цветов без обозначений, письма или символики. В фундаментальных религиозных источниках (Коране и Сунне) ничего не говорится о каких-либо символах Ислама. Он универсален и глобален, поэтому идея какого-то отдельного символа Исламу в определенном смысле чужда. Распространение же полумесяцев произошло следующим образом. По легенде, в 1299 году Осман, властитель крошечного княжества на территории Малой Азии, увидел во сне полумесяц, который простирался от одного конца земли до другого. Приняв это за доброе предзнаменование, бей сделал полумесяц символом своей династии. Сон не обманул Османа — его потомки создали огромную державу и стали не только величайшими владыками в мусульманском мире, но и духовными его вождями — халифами. Кроме того, как уже упоминалось выше, полумесяц со звездой был символом города Константинополь. Когда Османы завоевали его в 1453 году, они заимствовали этот символ и превратили в знак своей военной победы. Постепенно сочетание полумесяца и звезды стало ассоциироваться с достижениями мусульманской культуры, а затем и с культурой Ислама в целом. Этот символ есть на флагах исламских государств, мечетях, почтовых марках. В течение сотен лет Османская империя управляла всем мусульманским миром. За этот период в сознании мусульман и немусульман полумесяц начал устойчиво ассоциироваться с самим Исламом и его приверженцами, хотя он все так же оставался символом османской династии, а никак не самой религии Единобожия. Эта связь закрепилась в XIX веке, когда в дополнение к Красному Кресту был создан Красный Полумесяц. Некоторые мусульмане носят кулон в виде полумесяца на цепочке. Эта подвеска тем не менее никакого сакрального смысла не имеет, она просто идентифицирует вероисповедание своего хозяина, ни в коем случае не являясь аналогом крестика у христиан. Но даже в наше время, когда полумесяц украшает флаги многих мусульманских государств, не все последователи Ислама согласны считать его своим символом. Многие мусульмане, знакомые с историей появления полумесяца в нашей культуре, полностью отвергают его как древний языческий знак. Ислам запрещает создавать культ кого-либо и чего-либо, помимо Аллаха — будь то люди, животные, деревья или небесные светила. Ислам пришел в этот мир, чтобы установить чистое Единобожие и избавить человека от поклонения и почитания идолов и языческих традиций. С этой целью Посланник Аллаха (мир ему) низверг всех мекканских и аравийских истуканов и идолов и научил людей отвергать все, что примешивается к чистому вероучению религии Аллаха. Превращение определенного символа в нечто священное также недозволенно. Но при этом следует помнить, что нововведения запрещены только в некоторых сферах — вероубеждения, нравственности и Шариата. Остальные аспекты человеческой жизни открыты для дальнейшего развития, для переосмысления, а также заимствования чужого, в том числе и не имеющего обоснования в исламских текстах, опыта и культуры. Поэтому вполне справедливо еще раз подчеркнуть, что считать полумесяц символом Ислама необоснованно и неправильно. Но при этом использовать его в качестве символа той или иной династии, или даже страны, как это сделал султан Осман, не является запретным. В этом отношении мусульмане могут использовать любые символы, которые не противоречат Шариату. Полумесяцы на мечетях Изначально полумесяцы стали украшать мечети новообразованного Османского государства с одной целью — установить визуальное отличие как от христианских храмов, так и от других построек. При этом никакого сакрального смысла полумесяцам на мечетях не придавали. Использование не противоречащей принципам Ислама символики, не придавая им святости и величия, не порицается Исламом; и постепенно, с расширением Османской империи и принятия ею роли халифата, использования наверший в виде полумесяца приобрело широкое распространение. В некоторых регионах они служат своего рода способом фиксации времени окончания строительства мечети и каждого из минаретов: фазу Луны на момент окончания строительства запечатляют в форме полумесяца, который будет венчать мечеть. Поэтому на разных мечетях полумесяц имеет разную форму, а на некоторых из них навершия имеют даже форму круга (полной Луны). Ожидание новолуния в преддверии Рамадана и праздника Ид-аль-Фитр Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (Коран, 2:189) Ежегодное ожидание мусульманами новолуния перед началом священного месяца Рамадан и при его завершении иногда может приобрести совсем иной смысл в глазах смотрящего иноверца, который не знает подоплеки происходящего. Некоторые из них, видя, как радуются верующие при появлении новой Луны, впоследствии считают, что мусульмане ей поклоняются. Здесь имеет место обыкновенное недоразумение, возникшее из-за непонимания людьми иной культуры. Ведь множество людей по всему миру ежегодно в ночь с 31 декабря на 1 января с замиранием сердца следят за стрелками часов, ожидая боя курантов. Это ознаменует для них окончание одного периода жизни и начало другого, нового, где все можно начать с чистого листа. Более того — многие люди обещают себе именно с нового года исправить какие-то свои недостатки и начать работать над собой. И некоторые даже воплощают это в жизнь. Никто из них не считает, однако, что они поклоняются курантам и обожествляют их. Куранты для них всего лишь индикатор завершения одного отрезка времени и начала следующего. Аналогично ожидание новолуния перед началом Рамадана, а также радость от появления молодого Месяца на небосклоне — вовсе не почитание Луны, как может показаться постороннему наблюдателю. Люди просто радуются наступлению священного и благословенного месяца, на протяжении которого они смогут очистить свои души от прежних прегрешений. Мусульмане используют лунный календарь для определения дат религиозных событий. В некоторых странах лунный календарь используется и в мирском времяисчислении; однако же большинство стран пользуется григорианским календарем в повседневной жизни. Лунный календарь — великое благо от Всевышнего. Ведь любой человек, даже оказавшись вдали от цивилизации, может следить за ходом времени — для этого ему достаточно просто наблюдать за фазами Луны. Не нужно иметь специального образования и делать поправки на добавление дополнительного дня в высокосном году, чтобы каждый раз месяцы выпадали на одно и то же время года.

В лунном календаре один и тот же месяц проходит все времена года в рамках 33-летнего цикла, и это тоже великое благо — ведь пост в Рамадан и паломничество в Хадж выпадают на разные сезоны. Таким образом, жители той или иной страны не должны все время поститься в самую жаркую или самую холодную пору; также как и паломники совершают Хадж в разных погодных условиях.

От джиннов и ковра-самолета до современного ислама: особенности арабской культуры

Для начала ― небольшой экскурс в историю. Вплоть до объединения в седьмом веке под знаменем ислама и руководством пророка Мухаммеда арабы были полукочевым народом. Их земли находились на территории современного Аравийского полуострова и считались глухой окраиной тогдашнего цивилизованного мира.

Тадж-Махал, всемирно известный комплекс-мечеть ― наследие мусульманской культуры.

Под руководством наследников пророка арабы начали завоевывать новые земли. Византия и Персия были ослаблены войной друг с другом и не смогли противостоять угрозе из пустынь. Персия была покорена полностью, Византия потеряла Палестину и Египет. Затем арабы покорили своих сородичей-берберов в северной Африке и Испанию.

Благодаря этому арабская культура и магия впитали в себя множество примесей. В порчу и сглаз, добрых и злых духов арабы верили и раньше. Но только после покорения более цивилизованных стран они стали интересоваться алхимией, духовными практиками, ясновидением и многим другим. Получилась интересная смесь персидской, византийской, пустынной кочевой и других культур.

Именно из-за этой разнородности мусульманские обереги и талисманы настолько разнообразны. Многие из них восходят к могущественным символам, которыми защищались от зла в Древнем Египте и зороастрийской Персии. Другие же представляют из себя священные для мусульман строки Корана и молитвы на арабском языке.

Шахада на государственных символах

Шахаду можно найти на флагах некоторых государств и территорий. Последователи имама Абд аль-Ваххаба использовали символ шахады с XVIII века[9]. В 1902 году Аль-Сауд, глава рода Аль Сауд и будущий основатель государства Саудовская Аравия, добавил меч к этому флагу[9]. В современном виде флаг Саудовской Аравии был введён в 1973 году[10].

В период с 1997 по 2001 годы движение Талибан использовало белый флаг с шахадой в качестве флага Исламского Эмирата Афганистан[11]. Текст шахады на зелёном фоне использовался сторонниками группировки ХАМАС с начала 2000-х. По проекту Конституции Афганистана с 2002 года используется флаг, изображающий шахаду белым шрифтом, сосредоточенным на красном фоне[12].

  • Флаг Сомалиленда
  • Флаг Саудовской Аравии
  • Флаг Исламского Эмирата Афганистан
  • Флаг Исламской Республики Афганистан

Литература

  • Боголюбов А. С.
    Шахада // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 296. — ISBN 5-02-016941-2.
  • Гогиберидзе Г. М.
    Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-15934-7.
  • Наумкин В. В.
    К вопросу о переводе некоторых сакральных мусульманских формул на русский язык // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. — М.: Наука, 2008. — № 1. — С. 5—10. — ISSN 0869-1908.
  • Ньюби Г.
    Краткая энциклопедия ислама = A Concise Encyclopedia of Islam / Пер. с англ.. — М.: Фаир-пресс, 2007. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8183-1080-0.
  • Шахада // Ислам: Словарь атеиста / Авксентьев А. В., Акимушкин О. Ф.[ky], Акиниязов Г. Б. и др.; Под общ. ред. М. Б. Пиотровского, С. М. Прозорова . — М.: Политиздат, 1988. — 254 с. — ISBN 5-250-00125-4.— С.247

Примечания

  1. 12
    Ислам: Словарь атеиста, 1988, с. 247.
  2. Ньюби, 2007, с. 314.
  3. 123
    Ислам: ЭС, 1991, с. 296.
  4. Гогиберидзе, 2009, с. 128.
  5. Баранов Х. К.
    Арабско-русский словарь: ок. 42 000 слов. — 3-е изд. — М., 2001.
  6. Абдуллах ибн Абд ар-Рахман ибн Джибрин «Два свидетельства, их смысл и то, чего требует каждое из них». / Пер. З. И. Абу Абдуллаха. Баку, 1998. — С. 4
  7. Сборники хадисов Ахмада, аль-Бухари, Муслима. см. Э. Кулиев
    Священный Коран. Смысловой перевод на русский язык. 2020. С. 895.
  8. аль-Бухари М.
    Сахих. в 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 67, хадис № 128;
    Муслим
    Сахих. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 47, хадис № 53-(32);
    аль-Куртуби
    Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 63, раздел «Вера», хадис № 19.
  9. 12Firefly Books.
    Firefly Guide to Flags of the World (неопр.). — Firefly Books, 2003. — ISBN 978-1-55297-813-9.
  10. Saudi Arabia Flag and Description (неопр.)
    . World Atlas. Дата обращения 22 июня 2020.
  11. Гербы и флаги стран мира. Азия — Л. Спаткай — Google Книги
  12. Л. Спаткай.
    Гербы и флаги стран мира. Азия. — Litres, 2018-01-30. — 741 с. — ISBN 9785040297054.

Хадисы о шахаде

Действительный член комитета по изданию фетв Королевства Саудовская Аравия, шейх Абдуллах ибн Абд ар-Рахман ибн Джибрин, в работе «Два свидетельства, их смысл и то, чего требует каждое из них» о[6].

  • Пророк сказал: «Кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, что Мухаммад — Его раб и Его посланник, что Иса — раб Аллаха и Его посланник, а также слово Его, посланное к Марйам, и дух от Него, и что Рай — истина, и Огонь — истина, того введёт Аллах в рай в соответствии с делами его
    ».[7]
  • Передали от Анаса ибн Малика, что Пророк сказал: «Какой бы раб божий ни засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — раб Его и посланник, сделав это с искренностью в сердце, Господь непременно удалит его от Ада
    ».[8]

Что говорят их оппоненты

Как противовес предыдущему суждению, некоторые приверженцы религии приводят противоположные доводы. Символы ислама и их значение они трактуют по-своему. Мол, пятиконечная звезда — это пять столбов их религии, а также пять обязательных ежедневных молитв. Что касается полумесяца, то он изображается на мечетях и минаретах, как символ почитания мусульманами лунного календаря.

Дискуссии между двумя противоположными сторонами ведутся уже не один десяток лет, и более убедительными аргументами оперирует всё-таки первая группа. Действительно, если заглянуть глубоко в историю, можно увидеть, что в самом начале основоположники ислама и их ученики не поклонялись никаким изображениям и статуям. Они просто ходили по миру и проповедовали свою веру. Даже религиозные сооружения были тогда без украшений и символов. В отличие от христианских церквей, мечети имеют очень бедный вид. В середине нет никаких икон, алтарей и позолоты — только мозаика на стенах, цветы возле окна и ковры для удобства верующих, которые склонились в молитве.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: