Обереги эвенков – 3 вида древних амулетов северного народа


Якутские обереги являются неотъемлемой частью украшений женщин якутской культуры. Появились эти предметы еще в древние времена, но и в настоящее время пользуются большой популярностью. Изготавливают их с разной целью. Одни необходимы для того, чтобы показать свое положение и значимость, а другие — для защиты от порчи, сглаза и т. п. Якутские обереги отличаются своей красотой и славятся по всему миру.

Какие бывают виды оберегов якутских жителей и что они означают, можно узнать, прочитав статью до конца.

Мировоззрение и традиции

У эвенков языческая вера. Человеку в этом случае отводится роль небольшой части во Вселенной. По представлению народа существует 3 мира: верхний, средний и нижний. Человек обитает в среднем, а остальные миры доступны только шаманам. Жрецы эвенков общаются с духами посредством огня, который представляет собой частичку эвенкийского бога, помощника верховного бога, сотворившего все живое — Энекан Буга. Традиционно члены северного народа соблюдают основной свод законов «Иты», который состоит из 18 правил, включивших в себя мудрость всех предыдущих поколений. Эвенкийские семьи имеют собственные обереги для удачи на охоте и в промысле. Такие амулеты делают используя части тотемных животных, их шерсть, заговоренные травы или фигурки богов.

Немного из истории коренных народов Севера

Новгородские летописи, созданные задолго до присоединения сибирских земель к России, повествуют о племенах северной Азии, которые были предками нынешних народов Сибири – ханты, манси, ненцы. Этнической общностью ханты стали в 1 тыс. н. э., когда слились южные угорские племена и племена рыболовов и охотников таежного Зауралья. Литература говорит о некоторых особенностях культуры и языка разных групп ханты. Южные и северные ханты – так поделили их специалисты.

На севере основным занятием жителей ханты считается рыболовство, оленеводство, охота. Они строят деревянные домики и чумы. Рыболовы и охотники могут иметь несколько жилищ в разных местах. Оленеводы имеют обычай ставить чум там, где остановятся. Любая постройка у них именуется хот. Они бывают берестяные, земляные, дощатые.

Хантыйские мужчины и женщины разделяют между собой быт. Мужчины занимаются изделиями из дерева, кости и кожи, а женщины мастерят меховую одежду, ткут сукно, украшают наряды бисером. До наших дней дошли своеобразные элементы языческой культуры – узоры и хантыйские орнаменты. Картинки этих мотивов доказывают своеобразное видение мира северных народов. Эти орнаментальные композиции имеют свои художественные принципы. Народ ханты ими выражал свои нравственные и эстетические идеалы. Ведь нужно быть мужественным, чтобы жить на этой земле, нужно обладать щедрым сердцем, чтобы любить суровый север. Коренным жителям нравятся его неяркие краски, скупая весна и белое лето.

Обряды эвенков

Чичипкавун


Ритуал обладает мощной энергией, прохождение которого принесет удачу и оградит от злых духов на весь год.
Традиционный эвенкийский обряд очищения, заключавшийся в прохождении через ноги языческого символа Чичипкан. Делать это следовало во время торжества Нового года, который у северян празднуют весной. Очистившемуся таким образом человеку весь год будет сопутствовать удача во всех начинаниях. Связанный с этим идолом обряд дошел до нашего времени.

Погребальные обряды

Из-за тесного переплетения христианства и язычества на могилах родных эвенки устанавливают сразу 2 памятника: крест и символ оленя. Этому животному северные народы приписывают роль проводника душ. Детей принято хоронить на деревьях, так как считается что их душа слишком слаба, чтобы долететь с земли до небес.

Украшение орнаментами одежды

Северные народы по-своему представляли красоту. По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей, ведь именно она считается носительницей орнаментальных традиций. С помощью узоров на одежде ханты отражали родоплеменные особенности. На меховых женских шубах орнаменты располагают по краям изделий. На рукавицах часто изображали медвежий след, что предрекало успех будущему охотнику.

На демисезонной женской одежде часто делали узорную аппликацию. Меховую мозаику делали на детских шубках. Хантыйские узоры украшают различные сахи, бурки, платья.

Основным материалом для теплой одежды хантов служили оленьи шкуры. Такая женская шуба называется «сах». У нее впереди находятся завязки, внутренняя подкладка также меховая. Иногда верх может выполняться из яркого прочного сукна. В тех районах, где обитало мало оленей, мастерицы сшивали множество маленьких лапок и шкурок в одно большое полотнище. Такой сах расшивали различными орнаментами по краям.

У женщин хантов было специальное приспособление – тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специальная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки хранились в специальных игольницах. Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы выполнялись годами. Северными узорами украшались платки, косынки, штаны, варежки. Также узоры использовали для аппликаций на мужских рубахах, халатах, подушках, покрывалах для оленей, сумках.

Сегодня фигурные мотивы можно сделать дерева, пластика, картона, кожи. Высочайшая точность нужна для вырубки хантыйского орнамента из фанеры. Это можно использовать для изготовления фоторамок. В учебных заведениях сегодня на уроках труда продумано выполнение поделок для младших школьников с хантыйским орнаментом.

орнамент человек на лошади

Обереги эвенков

Обереги для детей

У эвенков распространена традиция изготовления амулетов для защиты души новорожденных. Главным было изображение солнца, которое вешали у изголовья люльки, а также различные звонкие элементы, которые подвешивали над колыбелькой. Когда малыш расставался с детской кроваткой этот амулет вешали ребенку на пояс. Традиционно после рождения в семье малыша создавали мурчун — шкатулку, в которой хранили гнездо из замши и деревянную птичку. Птицу считали хранителем души и оберегали всю жизнь.

У каждой семьи было свое тотемное животное и оберегом для детей служили его изображения и кости.

Охотничьи обереги


Мужчины-охотники для успехов в звероловстве изготовляли себе обереги из частей животных, одним из которых есть медвежий клык.
Для удачи в промысле и охоте эвенки создавали амулеты из частей тотемных животных, к которым причислялись:

  • медведь;
  • волк;
  • олень;
  • ворон;
  • орел.

Существует эвенкийский миф о противостоянии медведя и ворона, в котором всегда побеждает последний. Мужчины-эвенки, охотясь на медведя, использовали амулеты в виде вороньего пера или клюва, а также мазали лицо сажей, имитировали крик этой птицы. Каждая северная семья изготавливала идол-оберег с изображением своего тотемного животного, который покровительствовал мужчинам в охоте.

Бисерные работы

Декоративное искусство народов ханты пронизано большой ролью в нем женщины. Одним из самых интересных видов женского творчества считается изготовление украшений из бисера по местным узорам. Когда-то бисер доставлялся на север англичанами в обмен на пушнину. Купцы покупали бисер и продавали его ханты. В Тобольске находился целый склад бисера. У северных хантов бисер имел название «сак» и «сек», что означало «камень». В XX веке был популярным фарфоровый бисер.

Женщины украшают бисерными орнаментами рукава, подолы, полы и груди летних нарядов. Для молодых девушек и девочек в изделиях используется оранжевый, зеленый, голубой, красный цвет. Практикуется не только вышивание бисером, но и плетение ажурных цепочек, мозаичных изделий. Очень часто бисерные работы с хантыйскими орнаментами представлены на различных выставках декоративно-прикладного искусства. Очень эффектно смотрятся подвески из бисера к головным уборам, салфеточки, пояса, браслеты и кошелечки.

одежда с орнаментом

Жилище

В древности народ жил в чандалах — полуземлянках, выкапываемых рядом с четырьмя деревьями-основами. Крышу покрывали дерном, полы застилали ветками, шкурами животных. Позже стали строить конические чумы, покрывавшиеся ровдугой или древесной корой. В центре жилища оборудовали очаг, над которым закрепляли шесты для приготовления пищи, сушки одежды, вяления рыбы, мяса.

Семейный уклад

В семейной и социальной жизни юкагиров бытовало равноправие. Сохранилась традиция матрилокального брака: жених отрабатывал в доме выбранной девушки «трудовую повинность», после переселялся на постоянное проживание. Наследование происходило по мужской линии, общественные посты доставались представителям сильного пола. Во главе племенной общины стоял самый старый человек рода — лигэйэ шоромох. Его место мог занимать лучший охотник — хангиче, прославленный воин — тонбайа шоромох, шаман — алма. Женщины играли главные хозяйственные роли, участвовали в общих собраниях, имели право голоса.

Внешность

Юкагиры относятся к североазиатской расе, байкальскому антропологическому типу. Внешность схожа по отдельным признакам с народами уральской группы — хантами, ненцами, манси, однако более выражены монголоидные черты.

К особенностям внешности юкагиров относят:

  • средний рост;
  • крепкое сложение;
  • стройную фигуру;
  • небольшие черные или темные глаза;
  • вытянутое лицо;
  • темные жесткие волосы;
  • большой рот с выступающими губами.

Язык

Изолированный язык юкагиров находит в себе отголоски уральской языковой группы, что свидетельствует об общем происхождении народов Севера и Урала. Относится язык к уральско-юкагирской семье, делится на два обособленных наречия:

  1. Южноюкагирский (колымский) язык.
  2. Северноюкагирский (тундренный) язык.

Несмотря на общность народа в сознании соседей, языки тундровых и таежных юкагиров настолько непохожи, что при встрече их представители не поймут друг друга. Особого внимания заслуживает древнейшая юкагирская письменность, основанная на пиктографических обозначениях, схожих с индейскими письменами. Примечательно, что пиктограммы не похожи на людей или животных, строго закреплены не только за явлениями природы и предметами быта, но и за такими сложными понятиями, как любовь, разлука, ревность. Исследователями выделено два типа берестяных письмен:

  1. Любовные письма девушек.
  2. Охотничьи карты мужчин.

Виды

К главным видам Харысхал относятся:

1. Серьги, формой напоминающие женские изгибы тела. Они одеваются девочкам с пяти лет. Дополнительные детали несут в себе сообщение о статусе владелицы:

  • Дырка в середине — девушка замужем.
  • Лировидная форма с подвесками — многодетная мать.
  • Бабушка подвески с серёжек передает внучке. Этот обряд означает продолжение рода.

2. Браслеты — защита от духов. Помимо этого браслеты ещё выполняют практическое значение — ими пристёгивают рукава, чтобы не проникал холодный воздух.

3. Пояс не позволял демонам добраться до тела. Расшивался разнообразными узорами. Детишек до определённого возраста подпоясывали обычной верёвкой. Без опояски разрешалось ходить только шаманам.

В зависимости от социальных функций у талисманов было разное предназначение.

Название

Югакирами народ называли соседи: эвенки и якуты. Этноним берет начало от эвенкийских выражений düke-gir и yoke-gir, что значит «люди мерзлоты» или «дальние люди». Название закрепилось в отчетах казаков, направленных для освоения далеких арктических территорий, стало официальным в русских документах. Самоназвание народа иное: odul (wadul) — одул, что значит «сильный, могучий». Различия в звучании объясняются особенностями диалектов двух обособленных субэтносов югакиров — таежных (лесных) и тундровых. Они имеют разный язык, различаются способы ведения хозяйственной деятельности. Народ делился на отдельные племенные группы, подразделявшиеся на более мелкие родовые общины. Самоназвания племенных общин использовались в повседневной жизни юкагиров: алаи, лавренцы, омоки, ходынцы, чуванцы, янга и другие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: