Баба Яга в мифологии древних славян – кем она была в молодости и как складывалась ее жизнь

Эта сказочная ведьма живет в лесу в избушке на курьих ножках, летает в железной ступе (которую могут нести черти), питается человеческим мясом, похищает детей. Внешне напоминает полуистлевший труп (у нее костяная нога, а то и по всему телу выступают голые кости).

Баба-яга, яга-баба… В названии страшной лесной ведьмы соединились два слова. Одно из них вполне понятно: баба — это ‘женщина’, ‘старуха’. Но что значит яга и откуда такое слово появилось? По этой теме высказывалось много предположений.

В русских диалектах (в основном северных) зафиксированы разновидности названия для этого существа: е́га-баба, еги́-баба, еги́боба. В словаре В. И. Даля есть синонимы: ягая, ягавая, ягишна или ягинична ‘ведьма, злой дух в обличье безобразной старухи’. В других славянских языках тоже имеются соответствия: украинское язi-ба́ба; белорусское ба́ба-яга, баба-ига; чешское и словацкое ježibaba; польское baba-jędza и др. Праславянская форма реконструирована как *baba ęga/*ęga baba. В корне был носовой гласный *ę, развившийся, по всей видимости, из сочетания обычного «чистого» гласного с носовым согласным *n (статью о происхождении и истории носовых гласных можно прочитать здесь).

Баба Яга у славян

Баба Яга в мифологии славян — страшная ведьма. Судя по сказкам, Баба Яга проживает в темном непроходимом лесу, а её изба стоит на куриных ногах. Двухметровая ограда, изготовленная из человеческих костей, охраняет её обитель. Засов изготовлен из человеческой ноги, а замок — это пасть с острыми клыками. Ведьма плохо видит и постоянно заманивает в своё жилище странников, собираясь изжарить их в своей печи и съесть.

О том, существует ли Баба Яга на самом деле, говорит похожий образ сказочного персонажа не только у славян. Он часто встречается у скандинавов, тюрков, иранцев и африканцев.

Этот образ зародился из традиций древних народов. Во времена матриархата, проходили ритуалы инициации и взросления. Чтобы вступить в совершеннолетие древние люди должны были владеть определенными навыками и пройти ряд испытаний. Окончательное решение принимала главная жрица. Проходили века, традиции менялись, а жрицы были вынуждены жить в уединении. В основном они уходили в леса и вели жизнь отшельниц.

Некоторые племена до сих пор отправляют «добрых молодцев» к отшельнице, чтобы юнцы прошли свои испытания на взрослость. Об этом свидетельствуют фото этнологов. Испытание начинается с того, что нужно отыскать путь к жрице. У некоторых народов испытания проходят и парни, и девушки.

Сказки отражают этот обряд. Главный герой, попадая в жилище к старухе, должен выполнить простые задания:

  • поймать кого-либо;
  • найти спрятанный предмет;
  • проявить смекалку, ответив на вопрос-загадку;
  • помочь по хозяйству;
  • с кем-то сразиться.

Если юноша получал одобрение жрицы, то это означало, что он может воевать, защищать, обеспечить семью и племя пропитанием.

Женщины, которые отправлялись к Бабе Яге, в основном были царских кровей. Они доказывали свои умения хороших хозяек. Пройдя испытания, молодая царевна могла смело претендовать на замужество с мужчиной из царского рода, и имела особый статус в обществе. Задания для девушек были связанны с домашним хозяйством:

  • убрать в избе;
  • приготовить обед;
  • сшить рубаху;
  • ответить на загадку.

В связи с этим, можно сделать вывод, что Баба Яга у славян — это мудрая жрица, приносящая людям добро.

Литература

на русском языке

  • Баба-Яга // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Владос: Филологический факультет СПбГУ, 2002. — Т. 1. А – Ж. — ISBN 5-8465-0037-4.
  • Баба-Яга // Новая иллюстрированная энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — Т. 2. Ар – Би. — С. 78. — 256 с. — ISBN 5-85270-192-0.
  • Баба-яга // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Перхта / Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 18–20. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Яга 2 ; Баба // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Забылин М.
    Русский народ : его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. — 616 с.
  • Топорков А.Л.
    Откуда у Бабы-Яги ступа? // Русская речь : журнал. — 1989. — Июль—Август (№ 4). — С. 126—130. (архивировано 4.03.2016)
  • Яга / В. Я. Петрухин // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 614. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Потебня А. А.
    Баба-Яга // О мифическом значении некоторых поверий и обрядов / добав. П. Лавровский Критический разбор исследования А. Потебни. — Чтения в обществе истории и древностей российских при Моск. Унив. — М. : в университетской типографии, 1865. — Кн. III. — С. 85—232.
  • Пропп В. Я.
    Гл. III: Таинственный лес // Исторические корни волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. — М.: Лабиринт, 2000. — С. 36—89. — 336 с. — ISBN 5-87604-008-8.
  • Степанов Ю. С.
    Баба-Яга // Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — С. 87.
  • Георгий / Толстой H. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 496–498. — ISBN 5-7133-0704-2.

на других языках

  • Валодзіна Т., Прохараў А.
    Баба Яга, Ягня, Юга // Беларуская міфалогія. Энцыклапедычны слоўнік / С. Санько, Т. Валодзіна, У. Васілевіч і інш. — Мн.: Беларусь, 2004. — С. 34–35. — ISBN 985-01-0473-2. (белор.)
  • Дубровський В. Г.
    Словник московсько-український. — К.: Рідна мова, 1918. — 542 с.
  • Ivanova E. V.
    The Problem of Mysteriousness of Baba Yaga Character in Religious Mythology = Проблема загадочности образа Бабы-яги в религиозной мифологии // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. — 2013. — Т. 12, № 6. — P. 1857—1866.

Версии появления Бабы Яги

Существует еще несколько версий, которые характеризуют Баба Ягу. По одной из них, Яга — прародительница жизни на земле. Яга — имя, сокращенное от Яшки, а Яшка — от ящерицы. Ящерица у славян считалась творцом всего живого. От этого слова образовалось слово «пращур».

Вторая версия гласит, что женщина была берегиней, местной ведуньей. Ведунья помогала людям, излечивала их от болезней, давала мудрые советы. Принятые христианские законы, обязывали уничтожить светлые языческие традиции, отчего добродетельный образ ведуньи исказили до неузнаваемости.

Баба Яга в славянской мифологии приносила помощь людям, но христианство изобразило её, как страшную старуху, которая только и думает о том, как навредить людям и зажарить в печи младенца. Люди, обладающие знаниями о целебных растениях, считались магами. На них охотились, а поймав, жестоко казнили или сжигали заживо. По этой причине люди, разбирающиеся в мироздании, были вынуждены бежать и вести жизнь отшельника.

Третья версия происхождения уходит глубоко в славянские мифы. Из них можно узнать, что сказочный персонаж не подходит под описание ужасной ведьмы, а является легендарной богиней по имени Макошь. Супруга Велеса была в большом почете у женщин, так как управляла деторождением и благостью.

Примечания

  1. 123
    Гуманитарный словарь, 2002.
  2. Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.
  3. 12
    Иван-царевич и Марья Моревна. Русская сказка под редакцией Михаила Шолохова.
  4. Потебня А. А. «О мифическом значении некоторых поверий и обрядов» (1865) с. 270
  5. 12345
    Петрухин, 2012, с. 614.
  6. Дубровський, 1918, с. 5.
  7. НИЭ, 2002, Обычно выступает в качестве враждебной человеку силы, реже — помощницы героя, с. 78.
  8. Заколдованный замок
  9. Ян Деда и красная баба-яга
  10. Яга // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987.
  11. Флетчер Д.
    Гл. XX. О пермяках, самоедах и лопарях // О государстве русском : [1588 г.] : [пер. с англ.]
  12. Даль, 1880—1882.
  13. 12345
    Пропп, 2000.
  14. Энциклопедия сверхъестественных существ. — Москва: Локид-МИФ, 2000 г.
  15. Валенцова, 2009, с. 18.
  16. Толстой, 1995, с. 497.
  17. Pesmi obredne
  18. Babaroga (англ.)
  19. Сказка о Василье-королевиче
  20. Валодзіна Т., Прохараў, 2004, с. 34.
  21. Некоторые наблюдения над эволюцией образа Бабы-яги в русском фольклоре
  22. Танцующий напротив Яги
  23. Забылин, 1880.
  24. 123456Гимбутас М.
    Баба-Яга = Baba Yaga / Пер. с англ. А. Бурнашевой // The Encyclopedia of religion : в 16 т. / гл. ред. Мирча Элиаде, Charles J. Adams. — Macmillan, 1987. — Vol. 2. — P. 32.
  25. 12345
    Баба-яга / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 85—86. — ISBN 5-85270-032-0.
  26. 123Мельников А.
    Баба-Яга – это дед Мороз. АиФ (25/11/2010).
  27. 12
    Степанов, 1997, с. 94.
  28. Степанов, 1997, с. 90.
  29. Степанов, 1997, с. 90—91.
  30. 12
    Степанов, 1997, с. 91.
  31. 12
    Степанов, 1997, с. 91—92.
  32. 123
    Пропп, 2000, часть «Костяная нога».
  33. Степанов, 1997, с. 92—93.
  34. Потебня, 1865.
  35. 12
    Степанов, 1997, с. 93.
  36. Степанов, 1997, с. 93—94.
  37. Капица Ф. С.
    Баба-яга (Яга Ягишна, Ежи-баба) // Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы : справочник / рецензент д.ф.н. М. И. Щербакова, зав. отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН; рис. И.Я. Билибина и др. — М.: Наука, Флинта. — ISBN 978-5-89349-308-5 (Флинта), ISBN 978-5-02-022679-1 (Наука).
  38. Петрухин В. Я.
    Вяйнямёйнен и Ильмаринен освобождают Луну и Солнце из Похьелы // Мифы финно-угров. — М.: Астрель. — С. 109. — (Мифы народов мира).
  39. Глава 5 К начальной истории русского города. Города и погосты // Петрухин В. Я.
    Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков / РАН. Ин-т славяноведения и балканистики. — Смоленск: Русич; М.: Гнозис, 1995. — 317 с.
  40. Баркова А. Л.
    , «Верования древних славян» / Энциклопедия для детей. [Т.6.]: Религии мира. ч. 1. — М.: Аванта Плюс. ISBN 5-94623-100-6
  41. Марья Моревна
  42. Гуси-лебеди
  43. Финист — Ясный Сокол
  44. 12
    Василиса Прекрасная
  45. Церковь не оставила Бабе-яге ни малейшего шанса

Баба Яга запекает младенцев

Запекание младенцев, описанное во многих сказках — это древний славянский ритуал. Он назывался «припекание младенца».

Причины его возникновения можно найти в Википедии. Обряд проводился с целью излечить больного ребенка, а слабому от рождения малышу вернуть силы для полноценного развития. «Припекание» было широко распространено не только в древности, но и в начале XX века.

Хилых, недоношенных или больных малышей приносили к местной бабке-знахарке. Она обмазывала младенца ржаным тестом, укладывала на лопатку и три раза отправляла в умеренно растопленную печь (не горячую!). После таких манипуляций ребенок быстро шел на поправку, а его родителям давались советы о том, как правильно кормить и воспитывать чадо. Зная об этом ритуале, сказочные события, связанные с запеканием детей в печке, предстают уже в ином свете. Баба Яга у древних славян, помогала детям выздороветь.

Из сказок каждый знает, что избушка колдуньи стоит «на курьих ножках». Словосочетание дополнено изображением жилища: изба имеет две огромные куриные ноги, с помощью которых она имеет возможность поворачиваться «ко мне передом, а к лесу задом». Но как такое возможно?

На самом деле, выражение «курьи ножки» было искажено, так как имелось в виду, что у дома были подпоры куреня. Они напоминали ножки, отчего и пошло всем известное выражение.

Исследования

  • Потебня А. А.
    , О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. [гл.] 2 — Баба-яга, «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3;
  • Веселовский Н. И.
    , Современное состояние вопроса о «Каменных бабах» или «Балбалах». // Записки Императорского Одесского Общества Истории и Древностей, т. XXXII. Одесса: 1915. Отд. оттиск: 40 с. + 14 табл.
  • Топоров В. Н.
    , Хеттская salŠU.GI и славянская баба-яга, «Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР», 1963, в. 38.
  • Малаховская А. Н.
    , Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб.: Алетейя, 2007. — 344 с.
  • Гречишкина А. Знакомая незнакомка // Юный краевед, 2020, № 10, с. 53-56

Баба Яга — медиум

Описанная во многих сказках внешность Бабы Яги, наводит на размышления о том, что женщина жила на границе реального и загробного мира. На это указывает костяная нога, как знак загробного мира и железные зубы. Скорее всего, зубы были не железными, а серебряными, так как серебро имеет большое значение в борьбе с нечистыми силами. Зубы служили ей своеобразной защитой.

В подтверждение этой версии служат её способности общаться с животными. Помощники старухи — черный кот или черный ворон. Как известно, животные и птицы есть у каждого медиума (мага, способного общаться с духами умерших людей). В некоторых сказках упоминается её способность общаться с растениями и управлять стихиями природы.

Выводы

Образ Бабы-яги сложился на территории лесостепи севернее Черного и Каспийского морей, там, где контактировали исторически сравнительно часто сменяющие друг друга племена степных кочевников с реже и медленнее мигрировавшими племенами оседлых собирателей, скотоводов и земледельцев.

Образ Бабы-яги восходит к древнейшим элементам религиозных обрядов (самые ранние из которых археологически известны ещё в эпоху палеолита) и теснейшим образом связан с дохристианскими религиозными (в большей степени погребальными) ритуалами. Скорее всего, устоявшийся персонаж Бабы-яги является образом-духом, таким как леший, водяной, кикимора и т.п., которые не имели реальных человеческих прототипов. Хотя в формировании этого персонажа поучаствовал собирательный образ старухи-знахарки (шаманки).

Почему Баба Яга старая?

Пожилой возраст этой героини прочно укрепился в сказаниях и легендах, однако этому есть объяснение. В одной из легенд юная и молодая Баба Яга, посоветовала Велесу украсть небесных коров. Долго не соглашался Велес, но супруга все-таки его уговорила. После кражи коров развернулась великая битва между богами Перуном и Велесом. Ни на жизнь, а насмерть. Сражались боги так, что людям казалось, что небеса смешались с землей.

Перун одолел Велеса и освободил своих небесных коров. В наказание за подстрекательство мужа на кражу чужого добра, Яга Виевна лишилась своей вечной молодости и теперь всегда выглядит старухой. Возненавидев всё на свете, старуха уединилась в лесной глуши и стала питаться заблудшими путниками.

В связи с многочисленными легендами, старуха Яга в славянской культуре разделилась на два образа: добрая ведунья, помогающая людям и вредная старуха, причиняющая вред. Кем была сказочная героиня на самом деле, до сих пор остается загадкой.

Колдунья живущая между двумя мирами

Так как долгое время Яга жила на окраине леса (на рубеже между миром людей и темным лесом — миром мертвых) это повлияло на ее дальнейшую судьбу. Она все время жила на рубеже между явью и навью.

Возможно, именно поэтому обыватели и приписали ей черты колдуньи, которая обитает между двумя мирами. Эта информация объясняет наличие у ведьмы костяной ноги, ведь она является частью загробного мира. В таком случае Баба Яга похожа на живого мертвеца.

Зачастую при описании образа данного персонажа в древней славянской мифологии люди упоминали, что у неё железные зубы. Это указывает на то, что Бабу Ягу нельзя назвать существом из Нави со стопроцентной уверенностью. Всё из-за того, что такой металл с давних пор служит одним из основных орудий против темных сил, наряду с серебром.

Однако и к живым причислить ее тоже нельзя, так как она умеет говорить с растениями, животными, повелевает стихиями, в арсенале имеет различные магические атрибуты.

Интересные факты

  • Село Кукобой в Ярославской области в 2004 году, несмотря на критику со стороны Русской православной церкви, провозгласили родиной лесной старухи. Для привлечения туристов здесь собрали музей Бабы-Яги, в котором проходят программы с веселыми приключениями в компании любимых сказочных героев. Во владениях Яги начинается «аномальная зона» – у тех, кто переступает границу музейной территории, перестают ловить связь телефоны. Гостеприимная хозяйка поит посетителей чаем с пирогами, особенно вкусно накормит в свой день рождения – 26 июня.

Музей Бабы-Яги в селе Кукобой, Ярославская область

  • Сказочная постановка «Последний богатырь» стала третьим русским фильмом студии «Disney». Открыла этот необычный список лента «Книга мастеров», затем сняли «Счастье – это…»
  • «Последний богатырь» быстро возглавил рейтинг лидеров проката. За две недели показа картины в кинотеатрах удалось собрать больше 1 млрд. рублей.
  • Авторы сказок не всегда строят избушку Бабы-Яги в настоящем лесу. Так, в «Книге мастеров» дом колдуньи соорудили прямо на территории Белорусского музея народной архитектуры и быта.
  • Создатели российской организации по борьбе за права потребителей «Хрюши против» придумывая название, оттолкнулись от знаменитого мультфильма 1979 года выпуска, где звучит фраза: «А Баба-Яга против!»
  • Роль Бабы-Яги Георгий Милляр в сказке «Морозко» (1965) исполнил восьмой раз. Кроме того, в этой же картине актер перевоплотился в разбойника и подарил свой голос петуху.

Страшилки из детских сказок

Баба Яга известна каждому из нас с детства, как сказочный и мифический персонаж. Наверное любого ребенка хоть раз, но пугали ее именем. Примерное определение можно найти в словарях, так, “Фразеологический словарь русского литературного языка” говорит следующее:

Примерное определение можно найти в словарях, так, “Фразеологический словарь русского литературного языка” говорит следующее: «Баба-яга БАБА-ЯГА. 1. Персонаж русских народных сказок — злая старуха, колдунья. — Идёт мужик в избушку, а в ней баба-яга: впереди голова, в одном углу нога, в другом другая (Афанасьев. Русские сказки). Понятно, почему у бабы-яги нос в потолок, в избушке выпрямиться нельзя. Только сидя голову поднять можно. Почему она яга, и без объяснений понятно. Белый мох в сосновом бору называется ягель, а бор сосновый — яг. Знахарки какие-то, вероятно, отшельницами в таком лесу жили (С. Образцов. По ступенькам памяти). Настя рассказывала сказку, и мне хотелось залезть под стол, когда, размахивая метлой, неслась под облаками злобная старая неряха баба-яга (Р. Рома. Повесть про Тину). 2. Разг. Презр. О злой, сварливой или безобразной женщине».

Атрибуты, друзья и враги

Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.

Баба-Яга и Кащей Бессмертный

Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.

Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.

Цитаты

«Фу-фу, русским духом пахнет!»

«Полетел, полетел! Вот что значит экология правильная, а я отсюдова переезжать собралась. За такой участок, поди, и две дачи дать могут».

«Ох и плохо мне! Ох и худо! Не горячка у меня, не простуда! Губит бедную старушку не хвороба, губит, душит сиротинку злая злоба! Ох, я и спать не могу! Я и жрать не могу! Ох, обидел гость незваный Бабушку-Ягу!»

«Ой, не шуми! Я перед гостями выспаться должна, чтоб свежей быть и красивше».

«Я незлопамятная — отомщу и забуду. Вот только месть надо пооригинальнее придумать, а то совсем распоясались».

«Негодяи не любят умирать быстро и тихо, им размах нужен и максимум шума».

«Бабу-Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своём коллективе». (х/ф «Карнавальная ночь»)

«Там ступа с Бабою-Ягой идет-бредет сама собой». (А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»)

Избушка на курьих ножках

Затем для куклы следовало сколотить новое священное жилище “сомъях”, фактически – сруб «без окон и дверей». Внутрь данной постройки также прятали украшения, различные ценности и вещи умершего. Все это полагалось отнести в лес, подальше от людей и водрузить там на обрубленных стволах деревьев для защиты от воров и диких зверей.

Попытки обокрасть такие “могилы” зачастую заканчивались трагически, что только добавило слухов к и без того устрашающему образу Бабы Яги.

Откуда растут костяные ноги

Ряд исследователей данной темы, в частности, известный историк и писатель А.Иванов, ссылаются на языческие обряды и верования угро-финских народов. Они считали, что умершие люди наблюдают за ними и помогают им с того света. И после смерти близкого человека готовили для переселения его души специальную куклу ”бабу”, или “иттарму”. Куклу эту следовало завернуть в шубу, сделанную из шкур животных, мехом наружу. Такую шубу в то время носили женщины и называлась она яга, этим и объясняется название – Баба Яга. А главенствующий тогда матриархат объясняет, почему кукла была женского пола.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: