Сварог — Бог Огня, Справедливости, Великий Творец в культуре славян

Сварог — верховный бог (первое воплощение Рода) в славянской мифологии создавший землю. Создатель первой суши, по легендам он нашел камень-алатырь с помощью которого вспенил море и сотворил землю. С помощью удара молота по камню создал сварожичей.

Считается что именно Сварог создал два основных круга движения (земной и космический) которые получили название «коло времен». Данное исчисление лет повязано на движении солнца, где в каждый день годового цикла солнце занимает определенное положение. За движением солнца следили волхвы и жрецы. По расположению небесного святила и принималось решение о начале посадок, о времени сбора урожая.

Сварог
Сварог – это творец земли и прародитель первых Богов

По движению солнца также определяли праздники посвященные разным богам.

Сварог. Аналогии в ведическом пантеоне богов

Верили древние славяне в единого бога, его почитали владыкой неба, источником божественной силы, называли его Прабогом. Другие боги от верховного бога происходили, суть его произведения, посредники меж ним и миром

«Очерк старославянского баснословия и мифологии»

На заре существования мира был хаос, тьма, косность, пассивность, статичность, неупорядоченность… И вот, в этом хаосе образовались воды жизни, в которых дыханием Вышнего бога-творца созидается мировое космическое яйцо, в нём появляется мужской принцип божественной сути, из коего проявлен был Праджапати — прародитель всех живых существ. Вышний дух-прародитель содержит в самом себе всё мироздание, а бог-творец проявляет его в видимой форме. Сварог — бог, который эманировал из себя всё сущее, так появилась Земля и вся наша Вселенная. Сварог суть природа, которую он проявляет из себя. Так что каждый из нас — частица бога-творца, и в каждом из нас сияет изначальная искра жизни, проявленная из единой божественной сути.

В мифологиях разных народов прослеживается схожесть в сюжетах касательно творения мироздания. Так, единый первоисток, моногенез всех народов, языков и культур однозначно имел место. Из единого некогда пранарода произошли мы. И на едином праязыке мы некогда говорили. Однако тысячелетиями длилось расселение народов, и единый очаг культуры подвергся забвению. Некогда именовавшийся одним именем Бог-творец ныне в различных верованиях и религиях под разными именами представлен. По мере обособления и самостоятельного развития отделившихся этносов произошла трансформация образа главного бога-творца небесного. Если говорить об изначальном боге-творце, небесном верховном боге, то по-разному величать стали его, так, например, в Иране это всеведущий бог Ормузд, или Агурамазда1, почитаемый как величайший из богов и восславляемый в «Авесте»; аналогично греческий бог неба Уран, позднее заменённый Зевсом; италийский четырёхликий2 бог богов Янус, творец всего сущего; и другие.

Если же говорить об изначальной индоевропейской общности и единой прародине русских и, в частности, индусов, то об этом родстве сказано уже немало3, и не остаётся сомнений в том, что мы следуем из единого истока на Земле, коим была прародина Гиперборея4. По мере освоения новых территорий и заселения их отделившимися этносами трансформировались обычаи, язык, видоизменялась некогда изначальная единая для всех культура.

Так, спустя многие века в наших сердцах вновь находят отклик повествования о событиях, сохранённых в древних эпических сказаниях индийским народом, являющимся хранителем знаний. Благодаря им мы сегодня вновь можем обратиться к писаниям о былом и, возможно, даже припомнить о тех событиях, происходивших на прародине человечества, что хранятся и по сей день в родовой памяти нашей, но доступна она не всем — закрыли мы памяти нашей врата в прошлое, ибо погрязли мы в стремлениях к благам земным, да радостям мирским, отвернулись от света истины, и подверглось наше прошлое забвению и поруганию, ибо ложной информацией нам истинные знания подменены были, но не распознали сразу мы, где правда, а где ложь.

Итак, рассмотрим, как именовался бог небесный у славян: у южных он именовался Дыя, или Дий, — здесь прослеживается этимологическое сходство с богом-творцом Dyaus5, в Ригведе упоминаемом как изначальный светлый бог небесный. У западных — это Святовит, бог богов балтийских славян. У восточных — Белобог, Дед (Дид) и Сварог.

Сварогом именуется жизнь родящий и свет дарующий бог, огненной силой ярой наполнивший мироздание, пробудивший его к движению и жизни, сын бога Рода, изначально пребывавшего во вселенском яйце, вдохнувшего в Сварога силу могущественную (по сути, в лике Сварога Род был проявлен), дабы привести ко вселенскому порядку созданное им творение. В индийской мифологии ему могут соответствовать ведические боги света небесного, как Варуна, Индра, Арьаман и Митра. Также со всей вероятностью можно утверждать, что бог-творец Брахма является аналогом Сварога.

Брахма — творец мироздания, «архитектор» мира, проявивший мир из вселенского космического яйца Махадивьи6 — первопричины в изначальной пустоте, родившийся в божественном лотосе, символизирующем абстрактную и конкретную Вселенную, семена которого содержат прообраз будущего мира, произрастающем из пупа Вишну — первоосновы всего сущего, пребывающего в безбрежном космическом океане. Так и в русской ведической традиции бог Вышень — существующий вне времени и пространства, неизменный, вечный, тот, кто не был рождён и никогда не исчезнет, он суть беЗконечное космическое пространство, извечно пребывающий в покое. В нём происходит движение, словно рябь на поверхности вод океана, что являет собой проявление первой изначальной мысли — идеи создания мира, — это и есть проявление бога Рода.

Сварог же проявляет эту идею в материальной форме. Так, лотос есть символ перехода из абстрактного в конкретное, что отражает проявление материального мира из его незримой формы, некогда сокрытой в божественной мысли. Он пробуждает к существованию все формы жизни. Мировое космическое яйцо является единым космогоническим архетипом, используемым при описании творения Вселенной в мифологиях многих народов. Четыре лика бога Сварога, также и Брахмы, обозревают все четыре стороны мироздания, дабы ничего не укрылось от взора его в сотворённом мире.

Так, о сотворении мироздания и живых существ повествуется в «Брахмавайварта-пуране», «Бхагават-Гита» раскрывает нам откровения Вишну (Вышеня), явленного в образе, представленном аватаром Кришной, Арджуне о сути бытия, «Шримад-Бхагаватам» описывает, как произошло самоосознание в яйце вселенском самого себя богом-творцом, — он осознаёт, кто он, зачем явился, и к чему его явление в мир приведёт, а значит, должен созидать жизнь во Вселенной и обеспечивать всех сотворённых существ уроками на пути эволюционного восхождения, после чего он начинает творить и созидать миры, богов, всех живых существ…

Следует отметить, что в Ведах мы не находим имени Брахмы, однако, в них есть описание его прообраза — Праджапати. Ибо Брахма лишь в послеведический период в пуранах становится одним из ведущих богов ведического пантеона в составе Тримурти, триединого божества, объединяющего в себе три аспекта единой божественной сути Всевышнего бога, наполняющего своей энергией всё мироздание. В этой триаде Брахма — творец. Весь наш мир существует в течение одного дня Брахмы, по окончании которого начинается ночь — время покоя, отсутствия активности — пралайя, и после этого он возобновляет своё творение. Так продолжается 100 лет жизни Брахмы — «Махакальпа», по завершении которой наступает «Махапралайя».

В «Ригведе» описывается Хираньягарбха, которая суть первопричина сотворённого мироздания. Однако в Веде гимнов изначальным творцом Вселенной выступает бог Индра, разделивший небо и землю, породивший Солнце и освободивший мировые воды от сковавшего их Вритры. Индра — бог небес. На горе Меру существует рай Индры — он же вышняя Сварга небесная. Мы знаем, что Сварог путь Солнцу по небу проложил, так же в Веде гимнов находим упоминание, что верховный небесный бог Индра «покатил колесо Сурьи» по небу. Индре впоследствии, в постведический период, в пуранической литературе были приписаны различные пороки и скверные деяния, хотя это был один из верховных богов, почитаемый в древних Ведах.

В Ведах также воспеваются гимны ещё одному богу, которого так же, как и Индру, величают Вседержителем, — Варуне, почитаемому как бог мировых вод, установивший законы справедливости. Здесь можно найти этимологическое сходство в имени «ВАРуна» и «СВАРог», что прослеживается в едином корне «вар7». Варуна также выполняет функции по сотворению мира и поддержанию миропорядка во Вселенной, он поднимает на небеса Солнце, которому прокладывает путь, дабы дней и ночей смену обеспечить.

Славянский Бог Сварог – справедливый судья

Когда Бог Род создал мир да отдалился от дел, оставил он Бога Сварога главным судьей между Богами. Знаете, что славянские Боги с характерами разными да не простыми? То и дело меж собой спорят, не могут решить, кто прав, да как верно поступить. В этом случае идут к Богу Сварогу за советом, а уж он находит для всех верное решение. Сказывают, бывали случаи, когда и люди на суд к Сварогу попадали. Вот такую сказку знаем о Велуше – жонке, потерявшей свой дом и мужа:

«Да это ж я в Небесную кузню попала!» — догадалась Велуша. А кузнец-то сам Сварог, Небесный Отец! Вгляделась еще:
— Да, точно он! Вот и наковальня волшебная, Алатырь-камень. А искры-то как летят! Да это же божьи искры на землю летят, в сердца людские попадают. Вот чудеса-то, все как волхв объяснял! А парни кто тогда? Рыжий — точно Сварожич, бог Огня Семаргл, а меха тогда кто раздувает? Не иначе Стрибог-ветродуй! — Велуша и не заметила, как сама с собой заговорила. На ее голос обернулся парень у горна:

— Отец, к нам гостья.

Сварог отложил молот, ладонью утер пот со лба, скинул ленту, удерживающую волосы, кивнул сыну:

— Подай сурьи. Тот кинулся к полке, достал жбан, протянул отцу.

—Эх, зря мы вчера с Велесом чуть увлеклись…

Перевел глаза на Велушу:

— Что случилось, внученька? Сказывай, милая. Велуша моргнула, встряхнулась и затараторила:

— Сварог-батюшка, домой вернулась, мужа нет, дома нет, никто не знает. А Чур говорит, Сварог все знает, клубок дал, сестра Чура тоже говорит, к Сварогу надо… Она что-то еще говорила, повторяла, снова повторяла. Но Сварог уже свое думал.

— Так говоришь, Чур оберег дал, ко мне посоветовал обратиться, а баба Яга сюда переправила? — недоверчиво переспросил Сварог, разглядывая Велушу. «Жонка как жонка. Какое может быть такое дело, что оба ее ко мне направили? Ну что ж, придется заняться», — ворчливо думал он. Сварог с утра был не в лучшем настроении. Сурьи многовато вчера с Велесом употребили. Мысли путались. Потом тряхнул головой, словно отмел все сомнения, взял Велушу за руку и провел в горницу. Сыновья Семаргл и Стрибог вошли следом. Сварог достал из сундука вроде как скатерть, расстелил на столе:

— А вот сейчас и посмотрим, где этот дом находится!

Велуша присмотрелась и ахнула. На скатерти этой все обозначено было: и каждый дом в их деревне и каждое деревце в лесу. Да не просто обозначено, а все как настоящее! А пригляделась еще, не удержалась и вскрикнула:

— Батюшки-светы! Так там же все живьем. Вон бабы у колодца толкутся, видать, меня обсуждают, а вон коровы к лесу пастись потянулись!

— Ну, — спрашивает ее Сварог. — Так где ж твой дом? Глянула Велуша, пальцем на полянку ткнула:

— Вот тут был… — Не ошибаешься? Гляди хорошо! — прикрикнул Сварог. А сам думает: «Это что же такое делается! Без моего ведома, без моего позволения дома начали исчезать неизвестно куда! Ну, получит кто-то на орехи!» А Велуше спокойно так говорит:

— Сейчас тебя проводят, отдохнешь, перекусишь, а я тут поспрашиваю кое-кого, куда могли дом задевать.

Из книги «Боги и Люди»

Бог Сварог беседует с Велушей, картинка из книги

Конечно, не все попадают на суд к самому Богу Сварогу, а вот обращаются к нему многие. Встарь ведали у нас на Севере даже особые заговоры к Сварогу, так их и называли «заговоры на справедливый суд». Читают такой заговор, например, на особый узелок-Науз. Завязывали его для человека, который знает, что дело его правое, и хочет, чтобы суд принял решение в его пользу. Пригодится такой узелок и в других ситуациях, где нужно справедливое решение, зависящее от других людей.

Науз Бога Сварога «Заговор на суд».

Упоминания о Свароге в древних рукописях и исторических летописях

Родная ведическая культура сохраняет для наследников рода нашего знания о богах и предках наших, об их славных деяниях во времена былые. О Свароге упоминается в «Велесовой книге» как о праотце нашем, также в «Песнях птицы Гамаюн8» о Свароге в каждом клубке знанием светлым сияющем воспевается.

В «Очерке старославянского баснословия и мифологии9» упоминается о светопоклонении наших предков и светозарной сути Сварога: «ближайшее к богу истечение есть светло». Но также и христианские литературные памятники хранят упоминания о боге богов русичей — Свароге, как, например, «Ипатьевская летопись10» (1114 г. н. э.): «Некогда царствовал на земле Сварог (отец света), научил человека искусству ковати, потом царствовал его сын Дажьбог, еже нарицается Солнце». Также в летописи мы находим ещё одно указание на общие корни верований, где говорится о том, что Сварога почитали египтяне, и это немудрено, ввиду того, что расселение народов некогда единой индоевропейской общности с изначальной прародины происходило также и в направлении юга, так, например, был заселён и Древний Египет, куда нашими предками были принесены верования в богов солнечных, верховным богом коих и был Сварог.

Этому подтверждением служат археологические находки, в частности, на территории Древнего Египта были найдены статуэтки богини-матери Макоши — идентичные тем, что находили при раскопках на территории Древней Руси и на всей протяжённости пути миграции наших предков на юг, куда они принесли также свою культуру, быт, устои, солнечный календарь. Так, первые поселения обосновались в Нильской долине, и там ими было заложено основание первой Египетской Династии.

Этимологическое исследование имени бога

Упоминающийся в сохранившихся источниках бoг Cвapoг («книга Коляды», берестяные свитки, «Велесова книга») относится к старшему пантеону. Его имя имеет ведические корни и произносится как svarga. В переводе несет значение:

  • небо;
  • соединение с небом;

  • небесный.

Сродство которое прослеживается подводит к выводам что бoг Cвapoг боле древнее явление в культурах. Теорию о глобальном переселении славян и древности самой культуры выдвигал О. Н. Трубачев. Исследования советского историка предполагают, что cлaвянcкий бoг Cвapoг относится к индоарийскому эпосу, зародившемуся в Северном Причерноморье.

Социальный антрополог М. Фасмер делал отсылки к православному прочтению имени svara или svarь, что означало «наказующий, спорящий». Археолог В. Й. Мансикка упоминает присутствие в румынском отсылок имени божества švarogŭ, sfarogŭ. Что в переводе «пылающий, сухой». Все эти аспекты подтверждают единое происхождение и влияние божества на территории славянских культур.

Сварог бог славян — кузнец мироздания

Сварога — Деда Богов восхваляли, что ожидает нас. Сварог — старший Бог Рода Божьего, И Роду всему — вечно бьющий родник, Что летом течёт из крыни, зимою не замерзает, Живит той водою пьющих! Живились и мы, срок пока не истёк, Пока не отправились сами к Нему, Ко райским блаженным лугам

«Книга Велеса», Прославление Триглава

Сварог суть Дух огненный, родник Рода в нашей Вселенной, в Сварге триславной — Ясуне11 светозарной и величественной пребывающий.

Осознать себя частицей единого целого, познать, что мы есть часть единой божественной семьи, Праотцем Сварогом сотворённой, — значит возвысить своё сознание, ощутить силы божественные огненные в сердцах наших, ярым светом очи наши наполняющее, к творению и созиданию в мире нашем побуждающие, прочувствовать в себе ту силу божественную, искру огненную, роднящую нас с богами светлыми, воспринимая мир как единство многообразия, из единого истока сотворённое. Встав на путь духовного самосовершенствования, мы постигаем высшие истины и приближаем своё сознание к восприятию единства бытия и всего сущего во Вселенной.

Вера в богов никогда не угасала в сердцах наших, ибо невозможно погасить пламень в сердце, лишь мысли наши отвернув от истинного знания, от первоистока. Ибо боги наши суть родичи наши, единым изначальным светом порождённые. Посему прославляем и почитаем мы богов наших, а не просим и умоляем. Лишь через славление к богам нашим мы обращаться можем, почитая их как предков, как старших родичей, далеко впереди свой Путь земной свершивших и ныне в светлых мирах небесных Правной стезёю следующих.

Величественный бог-творец Сварог разделил Явь и Навь, он в Кузне Вышней сковал твердь земную и небесную, также и мириады звёзд возгорались на небесах благодаря кипучей ярой деятельности, в Кузне Сварожьей свершавшейся на заре времён.

Первыми огненными искрами от удара молота Сварожьего стали первые светлые боги — сыны его. Сыны Сварога — боги ярые, светозарные и жизнеродящие — солнечный Дажьбог, первой искрой сварожьей в наш мир явленный, второй искрой, с небес к земле устремившейся, небо и землю роднящий Перун-громовержец стал, и третья искра явила в нашем мире огненную силу Огнебога Агуни, или Семаргла, огненной ярью своей требы для богов от людей принимающего.

Положение кумира на местах поклонения

На святилищах бoг Cвapoг устанавливался по правую сторону то Рода. В находках колочинской культуры его кумир занимал близкое положение к верховному творцу, на месте Белобога. В находках народностей верховьев Днепра и Десны на капищах Сварог могу занимать даже центральное место.

Признанный повсеместно Cвapoг бoг cлaвян причислялся к первому кругу пантеона. Это выделяло его из числа прочих почитаемых кумиров. Отдельные капища посвященные его ипостаси были широко распространены в Киевских археологических культурах. Высота изваяний могла достигать 2-3,5 метров. В основном его резали по камню. Изображения Сваронга наносились на кузнечные печи, изображения символа покрывали многие рабочие инструменты кузнеца.

Имя бога Сварога. Значение

На санскрите есть слово, схожее этимологически с именем «Сварог»


Svaraj
, что означает ‘
самодержец’
. Так и есть, Сварог — бог Вседержитель и самодержец над всем миром. Также очевидно этимологическое сходство с понятием «Ишвара»: icvara, который имеет значение ‘бог’, ‘всевышний’, ‘властитель’. В основе имени всевышнего бога, являющегося олицетворением небес безбрежных, лежит корень svar (svar-ga), что с санскрита переводится как ‘небо’, ‘свет’. Небеса олицетворяет бог Сварог, которые, по сути, являются синонимом
«космосу»
,
«Вселенной»
. Это и есть рай Индры, что на вершине горы Меру возвышается, один из семи миров, куда попадают души праведников.

Кстати, слово «сварганить12», этимологически родственное имени бога-творца мироздания, изначально имело значение «сотворить», но истинный смысл этого слова впоследствии был намеренно искажён.

Славянский бог Сварог. Первые творения Кузницы Сварожьей

Поднял бог Сварог Сваргу небесную, да укрепил её над земной твердью, путь Солнцу лучезарному проложил, по которому в колеснице своей величественно проходил Сурья светозарный, да смену дней и ночей устанавливал в мире нашем. Так Сваргу величественную сотворил Сварог. Землю-матушку, кормилицу, Сварог с глубин океана изначального поднял — на горах Рипейских нашёл он бел-горюч камень Алатырь и в море синее бросил, вспенилось оно и явило землю-сушу из недр своих бездонных. Однако, появившись, вновь исчезла в глубинах мироздания земля сотворённая, лишь по велению бога Рода-творца изначального птицы-гоголи принесли по кусочку земли, из которых Сварог и слепил землю-матушку. И жизнь зародилась на земле, и Дуб Мировой, три мира соединяющий, возрос до самой Сварги пречистой, кроной возвысившись до пространств запредельных. С тех пор держит мощной силой обладающий змей Юша на себе твердь земную. Так начало было положено первым творениям во Вселенной…

Сварог, ярым жаром кующий творения земные и небесные, многообразие жизни во Вселенной нашей сотворил и жизнью наш мир наполнил.

Величественный божественный союз Сварога и Лады обогатил мир появлением богов светлых — Сварожичей, из искр огня вышнего, из Кузни Сварожьей проявившихся. Ударом Молота по Алатырь-камню Сварог сотворил светлых богов. Сиим огнём небесным порождён был Дажьбог солнцеликий, Перун всесильный, Огнебог Семаргл яропламенный, стремительный бог ветров Стрибог. Да дарованы отцом Сварогом детям его в Кузнице небесной скованные им щит солнечный Дажьбогов и секира громовая Перунова.

Сварог – славянский Бог семейных союзов

Когда говорим о славянских Богах Семьи, сперва все вспоминают Ладу-Матушку, а про Сварога не всегда помнят. Однако, хранит и этот Бог славянскую семью – судите сами.

Для семейного счастья достаток в дому нужен? Непременно нужен! Достойная работа главе семейства, дело, которым можно свой Род прославлять? Непременно нужно! Особенно, если мужчины в семье пошли не воинской стезей, а стали умелыми мастерами да живут этим трудом. Передача знаний от отца к сыну, ответственное выполнение родительских обязанностей тоже для крепкой семьи надобны. И здесь мы вспоминаем Бога Сварога! К Ладе-Матушке обращаются более за любовью да теплом меж мужем и женой. К Сварогу же обращаются за советом, когда хотят сделать всё честь по чести, ни о каком важном для семьи деле не забыть, никого не обидеть, ссоры между детьми справедливо рассудить.

Знаем и особый оберег Бога Сварога, который носят сыновья, чтобы обрести защиту отцовского Рода. Отец же дает сыну такой оберег и чтобы передать свою мудрость да научить жить разумно. Называют этот знак Сварожич. Он посвящен не только самому Сварогу, но и его детям – Богам-Сварожичам.

Оберег со знаком Сварожич из лавки «Северная сказка».

Заповеди бога Сварога. Коны Сварога, высеченные на изначальном Алатырь-камне

Великий бог Сварог даровал детям своим Коны Прави, сообразуясь с коими, мы свой Путь жизненный ведём от рождения и до смерти в каждом воплощении в мире Яви. «Правь» содержит корень всех слов русского языка, однозначно указующих на ПРАВильность, верность, единственно верный путь, ибо он богами заповеданный с изначалья времён, как то: ПРАВда, ПРАВо, ПРАВило, ПРАВить, сПРАВно, сПРАВедливость, ПРАВедность. Слушая глас Совести в сердцах наших, мы идём по Правному Пути, заповеданному нам Богами и предками нашими мудрыми. Совесть означает «совместная весть», она живёт в наших сердцах с изначалья мироздания, она дарует нам способность отличать кривду от правды, делать выбор, согласуясь с вышним законом Прави.

Сварогом были даны также нам заповеди, следуя которым, мы не позволяем себе свернуть с Пути Прави и утверждаемся в Дхарме (слово на санскрите, имеющее схожий смысл, означает «следование своему вышнему предназначению»). Как только мы сворачиваем с верного Пути, стремясь жить для себя, эгоистично удовлетворяя потребности той личности, с которой мы отождествляемся в данном конкретном воплощении, а не по законам Совести, это ведёт к возникновению греха, а смысл его суть «огреха», «погрешность», которая уводит нас с верной тропы Прави, заповеданной богами многомудрыми.

Всё очевидно — есть верный Путь, а есть погрешность (или грех), которую мы допускаем, — она и является источником накопления той самой негативной кармы, которая держит нас в сетях круговорота перевоплощений, пока не будет усвоен урок, пока не достигнуто будет понимание истинного смысла жизни и необходимости верности следования по тому Пути Прави, с которого не следует сворачивать.

Для нас, рождённых в эпоху Кали-юги, когда праведность и нравственность пришли в упадок, и далеко не все слышат глас Совести, а кому-то и вовсе не понятен смысл и значимость следования по Пути Прави, богами и предками были заповедованы морально-нравственные принципы, следовать которым необходимо на трёх уровнях: на уровне ума (в мыслях), на уровне тела (поступками) и на уровне речи (словами).

Так, основные принципы таковы: непричинение вреда ни себе, ни другим, неворовство, воздержание в ублажении своих чувств, неосуждение, правдивость, негневливость, недопущение злых помыслов, отсутствие тщеславия… Морально-нравственные принципы — основа нашей жизни, суть их едина во всех верованиях и религиях разных народов и этносов, ибо заповедованы они были всему человечеству на заре сотворения мироздания богами нашими светлыми, дабы легче нам было свой путь на земле вершить в тёмные времена.

На священном камне Алатыре, что возлежит на горе Меру в центре мира, которая суть источник всего сущего, всех сил Мироздания, Сварогом начертаны рунами были Великие Законы Прави, они и ныне горят сварожьим огнём праведным в сердцах наших. Сюда же, к сакральному Алатырю, принесена была в стародавние времена птицами из небесного Ирия священная Голубиная Книга, кладезь мудрости предков наших. Законы Прави в равновесии мир Явный и Навный поддерживают. В основной заповеди «Свято чтить родных богов и предков, да жить по Совести и в ладу с Природой» и заложена вся суть Правного Пути. Живите в ладу со всем окружающим нас миром и с самим собой, да неведомы вам будут несчастья.

Заповеди

Заповеди, по легенде посланные людям от бога Сварога, касаются практически всех сфер повседневной жизни. Их старались соблюдать, чтобы не прогневить небесного покровителя.

Основной завет заключался в том, чтобы относиться с почтением к своим супругам и родителям. Муж и жена должны быть верны друг другу.

Запрещалось всяческое вранье – «Убегайте от Кривды, следуйте Правде».

Летописи гласят, что Сварог послал людям определенные предписания о том, в какие дни должны соблюдаться посты и Великие Праздники. Так, священными днями почитались третий, седьмой и девятый. Необходимо было отмечать Перунов день, дни скорбения Даждьбога и Купальские дни. Ни в коем случае нельзя было пренебрегать почитанием всех других богов пантеона.

Предписывалось с большим уважением относиться к старикам, прислушиваться к их мудрости.

Природу необходимо было защищать, не губить без особой на то надобности ни растений, ни животных.

Отдельное внимание уделялось моральному облику – Сварог заповедовал правильно воспитывать своих детей, прививать им доброту и быть примером праведности и трудолюбия.

Строго порицалась гордыня, бессмысленная жестокость и леность.

Предлагаем посмотреть видео с заповедями бога Сварога:

Символ бога Сварога

Символично представляющие образ бога Сварога знаки отражают в себе его суть, которая есть созидающая, трансформирующая сила, породившая материальный мир и первых существ во Вселенной.

Одним из древнейших символов бога Сварога является руна Хагалл, значение которой — воплощение в бытии, превращение изначальных энергий в упорядоченную структуру. Именно привести в порядок изначально созданное богом Родом творение и был «призван» на заре времён Сварог.

Также Коловрат

, или Коловорот, является символом Сварога. По сути, в этом знаке сокрыт прообраз древнейшей руны, а Коловрат есть руническая формула. «Коло» означает «круг», суть изначальная форма проявленной материи, представляет собой зародыш, первопричину проявленной Вселенной, в котором отражена суть беЗконечности мироздания, её безграничность и беЗпредельность. Вращающееся Коло есть символ Солнца в движении, также он несёт в себе образ вращающейся галактики вокруг оси мира, сердца Вселенной.

Ещё один символ Сварога представляет собой крест, в 12 сторон распростёртый лучами

, обрамлённый коло-кругом, вращающийся посолонь, то есть по часовой стрелке. Здесь прослеживается связь с движением Солнца, которое по пути своему в течение года определённое положение занимает13. Именуется он «Щитом Сварога».

Квадрат Сварога

— несёт в себе изначальную творческую созидательную силу, является мощным оберегом. В отличие от Звезды Лады, квадрат, или звезда, Сварога есть мужской знак. Этот символ также олицетворяет изначальное упорядочивание мироустройства богом-созидателем.

Оберег-звезда Алатырь

14 также является символом Сварога, он представляет собой мощный солярный знак, обладающий защитной силой. Священный камень Алатырь есть источник всего сущего, из него была Сварогом сотворена твердь земная.

Праздники, посвящённые богу Сварогу

Считается, что бог Сварог, своим молотом Сварожьим ударяя по Алатырь-камню, возжигает нового года искры дней грядущих. Так, возносит свой молот Сварог до высшей точки на небосводе в день летнего солнцестояния — на Купалу, а на Коляду, в день зимнего солнцестояния, он опускает молот на Священный камень мироздания.

Дни, посвящённые богу Сварогу, приходятся на особенные дни года.

Сварожье летнее (29 июня) и Сварожье осеннее (1 октября и череда праздничных дней с 1 по 7 ноября) — дни, когда почитают сварожью силу. В частности, 29 июня отмечается день Сварога и Лады, чествуют в этот, как правило, самый жаркий день в году небесный огнь ярый. А 1 октября считается, что Сварог покрывает землю листьями павшими, а иногда и первым снегом, природа готовится к зиме, холодам. С 1 по 7 ноября отмечаются Именины Кузни Сварожьей. Время, когда зима вступает в свои права, и призывает Сварог богов до весны из мира явного к Сварожьей Кузнице вознестись. Также на Масленицу тоже почитается бог Сварог, ибо считается, что открываются врата Сварги небесной, когда светлые боги в явный мир приходят. 3 июня отмечается Трибогов день, когда славят богов Триглава: Сварога, Перуна и Велеса . На Руси ещё совсем недавно, в конце XIX века, отмечали праздник под названием «Зворожины» («Сварожины») и прославляли в сей день бога Сварога, и почитали предков. На обряде праздничном избирали ведунью — «Зворожью Бабу», которая предсказывала будущее, а также сказ вела о волшебном далёком крае Ирии.

Как делают оберег своими руками

Если вы решили сделать оберег своими руками, то стоит учесть, что есть ряд ограничений. Например, вышивать оберег могут только женщины, а заниматься ковкой и созданием ювелирных изделий – исключительно мужчины. Что касается резьбы по дереву, то ее может осуществлять каждый.

Важно! Любой оберег вне зависимости от его предназначения и размеров нужно делать только на растущей луне.

Важно, чтобы все задействованные инструменты и материалы были новыми. Стоит отметить, что лучше отказаться от использования электрических инструментов, должно быть как можно больше ручного труда. Покупать необходимые материалы также рекомендуется на растущей луне, при этом запрещено торговаться.

Некоторые рекомендуют соблюдать пост перед процессом изготовления. Во время поста желательно отказаться от употребления мясной пищи, от алкогольных напитков, сигарет и проявлений сексуальности. Во время изготовления оберега важно сосредоточиться на процессе и получать удовольствие.

Самым простым для изготовления в домашних условиях считается оберег Колесо Сварога. Его создание не потребует особых навыков. Для этого достаточно вырезать круг или взять уже готовый, после чего нанести на него руны. Для изготовления можно взять следующие материалы:

Молот сварога своими руками

  • дерево;
  • пластик;
  • золото;
  • серебро;
  • медь;
  • текстиль.

Важно осознавать, что каждый из элементов оберега должен быть тщательно прорисован. Не должно быть никаких дополнительных линий. Каждый завиток, линия или изгиб – это энергоотвод. Нельзя пренебрегать этим аспектом, так как тогда вы получите пустышку, которая не несет в себе никакой ценности, кроме эстетической.

Изображение и атрибуты бога Сварога

Бог Сварог изображаться может в образе четырёхликом, зрящим во все четыре стороны света, имеющим также четыре руки. Сварог предстаёт нам также как седобородый старец, держащий в руках своих молот кузнечный и посох. Как правило, его изображают в кузне, заносящим молот кузнечный над наковальней.

Древом Сварога, так же, как и сына его Дажьбога, является бук и клён.

Атрибутами Сварога считаются дары, которые преподнесены им были предкам нашим, они также имеют отношение к определённому сословию, которому эти дары были даны в помощь:

Плуг и ярмо даровал Сварог землепашцам, дабы землю возделывать и трудиться во благо Рода нашего.

Молотом и клещами одарил сословие ремесленников, чтобы могли ковать железо и созидать во благо Рода.

Секира дарована была воинам, дабы землю родную да Род свой защищали, честь и праведность отстаивали.

Чашу даровал Сварог жрецам и волхвам, дабы в ней богам подношение осуществлялось ими во время священных обрядов.

Обитель бога Сварога — Сварга всевышняя

И вот ты пришёл, И тут же привратник Врата отворяет И вводит сюда — В прекрасный сей Ирий. Течёт Ра-река здесь, Та, что разделяет Небесную Сваргу и Явь

«Книга Велеса», Прославление Триглава

На вершине Рипейских гор есть прекрасный чудесный сад Ирийский, где реки текут молочные вдоль кисельных берегов, на которых произрастают травы и деревья волшебные. Боги светлые живут в том саду райском…

Сварог в Кузне небесной сотворил две твердыни: небесную и земную. Небесная твердь Сваргой, или Ирием небесным, именуется, это обитель Сварога и светлых богов. Название «Сварга» переводится с санскрита как «небо», «свет божественный». В ведической космологии местопребывание светлых богов величается Сварга-локой, согласно ведическим писаниям15, это одна из семи небесных обителей.

Огонь божественный, в Кузнице бога Сварога пылающий

Огонь Кузни небесной — пламя творения, изначальный огонь мироздания, возжигающий жизнь во Вселенной нашей. Искры пламени огненного вышнего в душах наших от века до века не гаснут, лишь тело, миру материальному принадлежащее, мы сменяем, из воплощения в воплощение переходя, но искра божья ярым светом сияет и неподвластна она законам времени Явного мира. Незыблемое негасимое вечное пламя, в сердцах наших пылающее — и есть частица того божественного Огня Сварожьего. (Кстати, огонь издревле известен на Руси под именем «Сварожич».)

В Кузнице Сварога пламенем ярым сияет огонь разной природой обладающий: и небесный огонь, и земной, и также огонь перерождающий, возрождающий. Так, в древнерусском языке огонь именовался как «крес», отсюда и пошло слово «восКРЕШение», «восКРЕСение». Через огонь этот преображающий к новой жизни проходят все, покинувшие тленный мир материи, к новому воплощению переходящие.

Огнём духовным порождены были души наши — искры Огня Сварожьего.

Небесный огонь в явном мире пылающий исходит от Светила нашего — Сурьи лучезарного, Дажьбога светлоликого, дарующего жизнь всем существам на земле; также того огня свет, меж небом и землёй мощь свою проявляющий, исходит из молний Перуновых, в небесах разящих; да земной огонь, что возжигаем мы сами16, согревающий, да свет дарующий.

Сварогъ — Прародитель, всей Сварги Пречистой Хранитель! Славен и Триславен будь! Тебя все — Родно прославляем, к себе Твой Образ призываем! Да неразлучно Ты с нами пребудь! И ныне, и присно, и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Славление Сварога

Символика Звезды Руси «Сварога»

Звезду Лады и Квадрат Сварога часто путают, считают, что это одно и тоже.

На самом деле это разные символы. Внешне они похожи – восьмиконечная звезда, в центре которой располагается квадрат и 2 переплетающихся овала.

ВАЖНО! Звезда Лады имеет округлые концы овалов, а Квадрат Сварога – заостренные.

Восьмиконечная звезда показывает единство трех миров

  • Прави – обитель Богов;
  • Яви – мир людей;
  • Нави – пристанище мертвых душ.

Вам будет интересно: Знич — значение славянского оберега, кому подходит и как использовать

Только при единстве этих миров возможен баланс, необходимый для существования жизни на земле.

СПРАВКА! Восьмиконечная звезда также показывает общность разума, тела и внутреннего духа, а еще это символ времени и его движения.

Переплетающиеся овалы символизируют гармонию женского и мужского начал.

Квадрат, заключенный в основание, говорит о плодородии земли.

Но в Печати Сварога квадрат символизирует кузницу (Сварог – это бог-кузнец). Линии, выходящие за основание квадрата, означают человеческие добродетели:

  • Свобода;
  • Вера;
  • Добродетель;
  • Честь.

Кроме этого они указывают на природные стихии (земля, вода, огонь, воздух) и 4 стороны света.

А это объясняет тот факт, что Лада Богородица помогает людям, так как все видит.

СПРАВКА! Символ Звезда Руси (Квадрат Сварога) – мужской, а Звезда Лады – женский.

Сварог в Триглаве богов

Триглав богов русского ведического пантеона представляет собой единение трёх ипостасей энергии божественной Всевышнего бога-творца. Сварог в Триглаве божественном предстаёт как олицетворение творческой силы Бога-творца мироздания, в мужском лике бога Рода проявленный, в то время как супруга его Лада-матушка суть женский лик всевышнего Рода-творца. Принявший лик созидателя-Сварога, бог Род творит Вселенные, когда принимает образ всесильного Перуна-громовержца, он стоит на страже Яви и Нави, защищая границу мира явного от тёмных навных сущностей, в то время как мудрейшего Велеса лик принявший, Род осуществляет процессы трансформации, перерождения и возрождения. Так же, как и в ведическом Тримурти, боги являют собой силы созидания, сохранения и разрушения мироздания.

P. S.

Все боги наши премудрые суть лики разные бога Рода, и какого бога мы бы ни славили, всегда почитаем мы в лике его изначального творца. Сварог явлен был волей Рода, Перун — силой его, Велес — мудростью, Дажьбог — светом, Лада — любовью… Многоликий Род проявляет свою суть в каждом своём творении. Так, Сварог — первое творение Рода, помощник в его созидательном действе, завершивший творение, пространство упорядочивший и законы незыблемые в сотворённом мире утвердивший. Так живём мы по сию пору по законам этим, стезёю Прави ведомые, из жизни в жизнь путь наш пролегает, пока не осознаем мы истину, не постигнем суть всего сущего в мире нашем, да не отринем от душ наших все стремления эго, с пути верного нас уводящие и в круговерти перерождений удерживающие. Поистине, каждый человек — сам кузнец своего счастья. Живите по Прави, как заповедано было богами нашими премудрыми, как утверждено праотцем Сварогом на заре времён, и не познаете вы бед и страданий этого мира.

Во славу Рода нашего!

Во благо всех живых существ!

Кому подходит оберег

Не существует универсального оберега для всех. Поэтому выбирая себе оберег, нужно знать свои желания, чтобы амулет помогал и не навредил владельцу.

Звезда Лады – улучшает личную жизнь (незамужние девушки могут найти свою вторую половинку, создать хорошую семью), обладает лечебными свойствами, дает энергию в достижении целей, защищает от темных сил.

СПРАВКА! В древние времена оберег Звезда Лады носили только женщины, так как они были теми, кто сохранял семейный очаг. В наше время представители сильного пола тоже могут пользоваться этим амулетом.

Квадрат Сварога ( Звезда Руси ) – могут носить только мужчины, так как в нем заключена могучая сила главного славянского бога-кузнеца Сварога.

Амулет помогает кузнецам, мастерам и военнослужащим. Также Квадрат Сварога приносит удачу и успех в делах , усиливает интуицию.

Защищает семейный очаг, помогает владельцу обрести связь со своим родом, получить их мудрость и защиту, поддерживать положительный психологический микроклимат в семье, а также жить в балансе с природой.

Запрещается носить детям, так как может плохо влиять на развитие личности.

ВАЖНО! Женщинымогут носить этот оберег только если находятся в сложной жизненной ситуации и не могут рассчитывать на поддержку мужчины.

Сварог — один из эпитетов (ипостасей) Рода?

Некоторые исследователи предполагают, что Сварог — это лишь один из эпитетов Рода [и Белбога?]. Род — верховный бог славян-язычников. Сварог же мог быть лишь одним из его имён или обращений, обозначающий такую сторону бога, как небесное существование (сварга — небо, сварог — небесный бог) или огненную ипостась (свар, вар — огонь, жар). В качестве отступления также стоит отметить, что эпитетом Рода некоторые считают и Стрибога, который раньше считался богом ветров, из-за его упоминания в «Слове о полку Игореве» как деда ветров. Однако среди современных язычников принято считать Сварога отдельным божеством, который является богом неба, создателем Земли, покровителем кузнечного дела, военного искусства, брака, ремёсел.

Когда стоит обратиться к Богу Сварогу?

Когда просите о помощи в работе: Сварог поможет, коли и сами вы готовы потрудиться. О внезапном обретении богатства, пожалуй, не стоит просить Бога Сварога. А вот если желаете стать успешным в своем деле, обрести достаток своим трудом – смело обращайтесь к нему. Если желаете хороших отношений с родными, крепкой семьи – обращайтесь к Богу Сварогу. Будьте готовы в этом случае увидеть и свои недостатки. Если просите Сварога о помощи в укреплении семьи, все обязательства, которые вы взяли перед родными, непременно нужно выполнить. Обращайтесь к Богу Сварогу и для справедливого суда, для решения вопросов в вашу пользу, коли знаете, что дело ваше правое. И пусть Родны Боги всегда будут с вами!

0

Похожие:

  • Языческие боги саамов
  • Спожинки Дожинки – праздник для общего блага
  • Как верно обратиться к славянским Богам
  • Славянские Боги Весны с 20 марта спустятся на землю
  • Богиня Майя — Ткачиха Паутины жизни

Новые статьи

  • Как верно обратиться к славянским Богам

Аналогии с неславянскими богами (Гефест-Вулкан)

Если проводить аналогии с богами Греции, то схожим богом здесь является Гефест — бог кузнечного ремесла и брака, а также Уран — олицетворение неба, супруг Земли. В древнеримском язычестве аналогом Сварога может быть Юпитер — бог неба, верховный бог римлян, а также Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла. Во время установления на Руси двоеверия, роль Сварога перенял на себя Кузьма-Демьян. Кузьма и Демьян христианские святые, врачеватели, чудотворцы, которые в народных представлениях слились в одного божественного персонажа, и перенявшие на себя многие черты Сварога. Произошло это, скорее всего, из-за сходства имени одного из святых — Кузьма, очень схожего со словом «кузнец». Если обратиться к двоеверию, сопоставить христианских божеств и их качества, заимствованные у языческих богов, то можно провести и такую аналогию, как: верховный христианский бог Иегова (Яхве), который соответствует Роду и Сварогу и его сын Иисус, который во времена двоеверия перенял на себя черты сына Сварога Даждьбога — бога дающего блага.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: