Медведь среди славян. Мифолого-политическое исследование

Чертог медведя расположен в 6 секторе славянского гороскопа с 7 по 31 января. Покровитель — создатель земной тверди Сварог, он же создал основные законы мироздания и определил бесконечность повторения жизненных циклов на земле и во вселенной. Священное дерево символа — бук, олицетворяющее древнюю мудрость и знания. Малина — символ достатка и процветания.

Медведь это символ физической силы, мудрости и магии.

Родившиеся под покровительством небесного кузнеца являются создателями и созидателями п природе, однако в сложные времена способны встать на защиту рода и родины.

Роль в мифологии

Считалось, что Ош в начале времён обитал на небе и был сыном могучего демиурга Ена, но, будучи очарован земной пищей — горохом, спустился на землю по гороховому стеблю и стал жить на земле[1].

Находясь на небе, он увидел на земле женщину, которая уронила половинку горошины. Не удержавшись, он слез на землю и съел её. Демиург разгневался на него и оставил жить на земле[2].

Медведь обладал свойствами шаманского перевоплощения. Он мог превращаться в человека, выполнив ритуал переката через медвежью шкуру. Так же поступали колдуны-оборотни[1].

Считалось, что единственным признаком различия человека от Оша является его большой палец на кистях. Коми-зырянский миф говорит о том, что Ош попросил у своего отца Ена дать ему большой палец. Ен согласился, однако он поставил условие, что, если он наградит им Оша, то собаке придётся дать лук и стрелы, а человеку крылья[1][2].

У христианизированных коми Ош обратился с подобной просьбой к Николе-угоднику и, аналогично первому варианту мифа, получил аргументированный отказ. Взамен Ош получил право осенью чувствовать себя полным хозяином в лесу[1][2].

Ош был как положительным героем, так и отрицательным. Чёрный медведь у коми являлся символом смерти[1].

Лиса – Зверь Макошев

Лиса – лисичка, лиска, рыжая, Патрикевна, кума. Лиса – это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши – богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий цвет лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой. Но с лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы.

Время лисы – начало и середина зимы. Цвета – красный, рыжий, коричневый

Пословицы и приметы: • Лисичка всегда сытей волка бывает • Лисой пройти – хитростью • Кто в чин вошел лисой – править волком будет • Кабы лиса не подоспела, то овца волка бы съела! • Лиса и во сне кур считает • Лиса дорогу перебежала, быть беде.

Ритуал охоты у коми

В некоторых районах современной Республики Коми и Пермского края мясо медведя считалось пеж

— нечистым. Его не следовало употреблять в пищу, видимо, из-за мифического сходства между человеком и медведем. Считалось даже, что Ош способен воспринимать человеческую речь. Таким образом, его стоило просить о том, чтобы он не разорял ульи и охотничьи места[2].

Однако ему приносили жертву в надежде на удачную охоту на других представителей фауны.

Перед охотой ему варили сладкую кашу из ржаной муки и оставляли её на ночь перед охотничьим срубом. Если котелок с кашей оказывался утром пуст, то охота будет удачной[1][2].

Если же Оша приходилось убивать целенаправленно, то нужно было клятвенно извиниться перед ним в том, что не охотники виновны в его смерти, а «русская пищаль»[1]. В подбитого Оша не следовало стрелять дважды, так как он оживал даже при смертельной ране. Сердце первого убитого Оша наполняло молодого охотника силой и отвагой. Существовало поверье, что охота на сорокового Оша особенно опасна[2].

Убитому Ошу удаляли когти и зубы, голову хоронили, приговаривая ритуальные слова: «Хороним тебя вниз головой. Не придёшь больше сюда»[1][2].

Кроме того, подкинутые под остов дома кости Оша сулили хозяину много проблем. Зубы Оша, напротив, считались амулетом, оберегающим от ревматизма и порчи[2].

У охотников, лесорубов и прочих «лесных» профессий Ош считался ипостасью лесного хозяина Ворсы[2].

Зафиксированный ритуал охоты этнографом Сидоровым А. С.

В 20-х годах XX века Сидорову А. С. удалось зафиксировать целый комплекс сакральных ритуалов при охоте на медведя в одном из печорских сёл.

Подбор охотников на Оша происходил в глубокой тайне от женщин и детей. Охотник-организатор приходил в сумерках к наиболее опытным охотникам со словами: «Я куда-то

собрался идти, вы идёте со мной или нет?». Если ему давали положительный ответ, местом сбора для охоты считалась та опушка, которая была ближе всего к логову медведя.

Одеждой для предприятия служило то бельё, в котором были охотники в момент принятия решения об охоте.

Имевшие незадолго до этого половые сношения мужчины обязаны были пойти в баню, чтобы пройти обряд очищения. После бани они детально обсуждали план охоты и действия при чрезвычайных обстоятельствах, так как во время охоты не позволялось произносить ни слова.

При отправлении на охоту следовало умыться в ближайшем источнике, либо символично оросить себя землёй, захватывая её горстями.

После убийства Оша вначале у него следовало удалить зубы и когти. Именно после этого ритуала медведь считался окончательно мёртвым. Затем снимали шкуру, отрезали голову. Голову и сердце нанизывали на кол и втыкали его на месте убийства Оша или прикрепляли на ближайшем к месту убийства дереве. Только сейчас снимался запрет радоваться удачной охоте, но, тем не менее, запрещалось восторгаться упитанностью добычи или её размерам.

У мёртвого Оша перерезали сухожилия. Там, где была отрезана голова, выкапывали яму, ориентированную с востока на запад. Если Ош находился в момент смерти не на земле, а, например, на дереве, то ту часть дерева, где покоилась голова, выпиливали. Голову Оша клали мордой вниз, произнося вышеприведённую ритуальную фразу, затем закапывали и покрывали мхом.

Некоторые коми-зыряне зарывали голову Оша в хлеву, так как считалось, что она отгоняет болезни и нечистую силу.

После окончания охоты все возвращались в деревню, поднося угощения руководителю охоты, могильщику и тем, кто был впервые на охоте[3][4].

Покровитель Сварог

Сварог систематизировал смену периодов и обозначил чертоги.

Рожденные под защитой Сварога получают благословения своего покровителя вместе с различными испытаниями. Сварог не любит лень. Уважает труд ремесленника и кузнеца, помогает воину защищающему свои земли, но не захватчику. Основной символ бога мудрости и создателя мира — это молот

.

Огромная сила дарованная знаком помогает доиться много, а способность любить направляет всю энергию в доброе и мирное русло. Сам Сварог с момента сотворения мира является защитником мира от темной силы, подателем мудрости и наставником для рода древних славян.

Из искр выбитых молотом при ударе отб алатырь появились первые сварожичи: Семаргл

,
Стрибог
.

Сварог и Лада

считаются родителями первой линии богов славян:
Перуна
,
Живы
,
Лели
,
Даждьбог
а.

Священное дерево медведя

Священных растений у чертога 2: бук и малина. Каждое растение отвечает за разные сферы жизни и обладает своей магической силой.

Бук

Бук олицетворял мудрость, силу, стойкость, величие.

Бук дерево чертога медведя

Любовные похождения Оша

Среди коми очень популярны сказания о похищении Ошем женщин в целях супружеского сожительства. Позже он либо отпускает их, либо они сбегают сами. Нередко говорится о потомстве от Оша и похищенной женщины. В частности, коми-пермяцкий народный герой Кудым-Ош по фольклорной традиции происходил от отца Оша и его матери Пэвсин[2].

Существовало поверье, что беременной женщине стоило остерегаться ходить в лес, если она беременна будущим охотником, иначе Ош способен разорвать её чрево и вынуть плод[2].

Корова – Зверь Велесов

Корова – буренка, боденушка, кравица. Корова – питающая стихия, мать и кормилица, весенняя дождевая туча, сочащаяся живительной влагой, ревущая ураганными ветрами. Дождь и роса – молоко небесной коровы, им приписывались волшебные свойства, как и обычному молоку. Белая корова символизировала утреннюю зорю, черная – ночь и тьму. Рогами этой коровы служил месяц. Черная корова весь мир поборола – загадка, ответ на которую – ночь.

С черной коровой связан и жуткий образ славянского демона – Коровьей Смерти. Этот темный рогатый дух обходит стада, заражая их опасными болезнями. Ее появлением объясняли массовый необъяснимый падеж скота. Но светлые коровы – это легкие рассветные облака, которых Заря выгоняет поутру на небесное пастбище. Их молоко – это роса, в целебные свойства которой так верили наши предки.

Время коровы – середина весны. Цвета – белый, черный, рыжий

Пословицы и приметы: • Долог у коровы язык, да не велели говорить • Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, корова в рогоже, да всех дороже • Черная корова идет вечером впереди стада – к ненастью, пестрая – к переменной погоде, белая или рыжая – к вёдру.

Мифологемы об Оше

Этиологический миф о сотворении медведя

Согласно коми-пермяцкому мифу, Ен вдохнул жизнь в глиняные прообразы животных, в том числе и Оша. На следующий день он вылепил для них разнообразные хвосты и дал их им на примерку. Один Ош не мог решиться, какой себе взять и, в итоге, все хвосты расхватали. Ош очень расстроился. Тогда Ен выскреб последнюю глину, застрявшую между пальцами и сделал Ошу хвост. Оттого он и получился маленьким, но толстым[2].

Космогонический миф о сотворении земли

У коми-пермяков Ош являлся сотворителем земного рельефа. Земля в начале времён была ровной и плоской, но пришёл Ош и расцарапал её когтями так, что образовались болота и бугры, впадины и горы. У коми-зырян в аналогичном процессе участвовал также Земляной олень

— вымерший мамонт. Их образы в пермском зверином стиле иногда совмещались, например, найдены бронзовые фигурки медведя с бивнем мамонта[2].

Связь с загробным миром

Ош представлен в пермском зверином стиле и как страж загробного мира. Он находится в самом низу композиции, над ним или на нём располагается человеческий череп. На изображениях о связи Оша с миром мёртвых присутствует мотив его следования против хода солнца. На спине он несёт человека. Это указывает о веровании коми о доставке души усопшего в мир мёртвых или же о путешествии шамана в хтонический загробный мир[2].

В поминальных плачах в метафоричной форме часто употреблялась:

  • шкура Оша как занавеска на окнах;
  • шкура Оша, расстеленная в переднем углу комнаты;
  • усевшийся там же чёрный Ош[2].

Кошка – Зверь Велесов

Дикие кошки и рыси – лесные хищники, наделенные острым зрением, невероятной гибкостью, живучестью и терпением. За ночной образ жизни была причислена к вредным духам и силам. С самых давних временен кошки живут рядом с человеком и лишь дикие рыси до сих пор остаются грозой северных лесов.

Известна любовь кошек к ласке, домашнему теплу, чистоте и уюту. Вместе с тем кошки – самые независимые и гордые животные среди прирученных человеком.

Если кошка – ярко выраженный женский образ, животное, любящее домашний уют, то кот – вольное, бродячее существо. Ученый кот-баюн (рассказчик) – частый гость славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты вокруг.

Кошки привязаны к дому более всего, даже больше, чем к хозяину. Бывали случаи, что кошка оставалась в старом холодном доме, когда люди переселялись в новый. Этим кошки напоминают домовых, верных своему углу до полного его разрушения.

Черных кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретится с ними – плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека.

Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира. Убивший кота – навлечет на себя семь лет бед и несчастий.

Время кошки – зима. Цвета – черный, белый

Пословицы и приметы: • Черный кот хвост из трубы кажет (дым) • Белая кошка лезет в окошко (о рассветном солнце) • Кошка умывается – к гостям или перемене погоды. • Лежит кошка брюхом вверх – к теплу, прячет голову – к холоду, распушает хвост – к метели. • Кошку девятая смерть донимает (о живучести кошек) • Язык блудлив, что кошка • Сболтнул бы коток, да язык короток

Примечания

  1. 12345678
    Петрухин, 2005, с. 218.
  2. 123456789101112131415
    Мифология коми. Ош (недоступная ссылка —
    история
    ). Проверено 9 февраля 2012. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  3. Сидоров Алексей, 1924.
  4. Сидоров А., 1926.

Фигурки могут быть выполнены из различных материалов

  • Статуэтка, вырезанная из дерева, придает больше свежих сил, энергии, наделяет волей.
  • Фигурки из металла способствуют приливу несокрушимой энергетики мужества, власти, помогают направить денежные потоки в нужное русло. Медведи бурого матового оттенка больше символизируют мужскую власть, значимость, авторитетность. Золотистые фигурки позволяют привлечь богатство. Статуэтки из сверкающего металла олицетворяют прилив новых сил и энергии.

  • Бронзовый медведь привлечет много позитивной энергетики, стабильности, богатства и благополучия.

Талисман должен быть как можно более массивным и тяжелым. В таком воплощении он максимально эффективен.

Тюремная расшифровка

Наверняка вы слышали, что любые наколки, которые делают на теле заключенные, — это не просто изображения «для красоты». Тату указывают на статус и криминальную «профессию» их обладателей.

И медведь не исключение. Он указывает на то, что обладатель татуировки занимался или занимается вскрытием сейфов, так называемый «медвежатник». В криминальной среде такие люди пользуются большим авторитетом и уважением.

Также тату означает, что девиз человека по жизни: «я беру то, что и сколько хочу». Является символом агрессии, власти, свирепого и жесткого характера.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: