Бог времени Коляда — олицетворение возрождённого зимнего Солнца

Коляда – Бог Молодого Солнца, Бог Зимнего Солнца, рожденный в ночь зимнего солнцеворота, в самую длинную ночь года. Есть несколько версий происхождения имени Бога Коляды:

  • Этимологический словарь славянских языков определяет происхождение слова «Коляда» от названия обряда, связанного с началом года;
  • Происхождение от слова «колед», что значит «вокруг идущий», либо от слова «коледа», т.е. «круговые яства» (версия Дмитрия Щепкина);
  • Пётр Бессонов считает, что имя Коляда произошло от слова «колода» и связано с традицией сжигания пня во время празднования Коляды;
  • По версии Николая Костомарова, «Коляда» происходит от «Коло», что означает круг.

Во всех версиях мы видим, что имя славянского Бога Коляды так или иначе связано с празднованием рождения Молодого Солнца после самой долгой ночи в году. По поверьям, перед Колядой наступает Корачун — ночь, когда старое солнце умирает. Читайте подробнее в большой статье: «Карачун – кто это?».

Бога Коляду славяне почитают как Бога Волхвов, принесшего мудрость, воплощение Вышнего Бога, Бога, направляющего людей по дороге Прави. С его приходом связывают не только свет солнца, которое начинает прибывать после Зимнего Солнцестояния, но и свет мудрости, знаний.

Этимология имени Коляды

Бог Коляда в своем имени несет ключ к разгадке его предназначения. Основной корень «коло» в старославянском имело два значения:

Своим именем славянский бог Коляда полностью оправдывает дошедшие до современников сведенья о положении и значении в жизни наших предков. В сербском языке Коледа и Колодий имена, которые трактуются как «годичный оборот» или «календарь». Именно это подтверждает информацию о роли бога в создании календаря славян.

Как отмечали Коляду юноши и девочки — колядки, старинная народная традиция

коляда праздник
Празднование Коляды в старину было довольно шумным. Без хождений по домам большой компанией молодежи дело никогда не обходилось. При этом пели и читали колядки – особые тексты, которые имели сакральную силу. Обязательным атрибутом при этом было солнце, а с приходом христианства звезда на шесте, которая символизировала рождение Христа. Процессия била палками в ведра, стучала ложками и прочей бытовой утварью, люди громко кричали, подражая голосам животных. Иногда колядование превращалось в настоящее театральное представление.

Старшее поколение в это время устраивало застолья. Сейчас заменившее Коляду для многих людей Рождество считается семейным праздником. Так было и раньше, но в деревне все родственники живут рядом, да и соседей часто считали достаточно близкими людьми для того, чтобы пригласить к столу на Коляду. Нормальным явлением считалось зайти в гости в несколько домов и успеть принять гостей самому за праздничный вечер.

За колядки обязательно вручались подарки и угощения. Тех, кто ничего не даст в награду за исполнение зимних праздничных песен и стихов, ожидает если не разорение, то серьезные проблемы с деньгами — в наказание за жадность.

Молодежь ходила по домам ряжеными, в основном, в костюмах диких животных — шкуры если не медведя, то коровы были доступны каждому. Переодевание символизировало плодородие, взывание к звериной сущности человека. С приходом христианства стало принято считать, что ряженые отгоняют таким образом нечистую силу подальше от деревни. Такое же значение имеет и шум, создаваемый колядующими.

Сейчас нередко колядующие вызывают исключительно негативные эмоции. В старину же приход праздничной процессии в дом был предзнаменованием счастья, благополучия, хорошего здоровья и обильного урожая в новом году. Люди верили, что колядки, исполненные чужими дому людьми, имеют неоспоримую силу. Они обменивали угощение на благополучие, которое приносили колядующие в их дома. В Воронежской области было принято усаживать самых младших из колядующих на порог и заставлять квохтать — чтобы куры лучше неслись целый год.

Угощением часто служила выпечка в виде фигур животных — это символизировало плодородие, хороший урожай, здоровье домашних животных и достаток. Долгое время домашний скот был одним из главных источников дохода, поэтому изображающие его фигуры были символом и богатства. Караваи также были частым угощением на праздник Коляды, они символизировали тучность коров. Угощения бросали в мешок, который был доверен мехоноше — человеку, отвечавшему за дележ добычи между колядующими. Иногда давали и деньги, после прихода христианства стало принято относить их в церковь после Святок.

Атрибутика божества

По дошедшим до нас обрывкам описаний бог Коляда представлялся нашим пращурам молодым в самом расцвете сил румяным молодцем. У него были светлые волосы и ясные глаза. В одежде Коляды присутствует обязательная атрибутика:

  • книга;
  • посох с колом в навершии;
  • ключ;
  • ковш.

У каждого предмета есть своя трактовка. Книга прямая отсылка к творению календаря. Посох с колом отражает роль Коляды в создании движения цикла времен. Оно же отражает его солярную природу, ассоциируется с солнечным светом.

Ключ показывает, что славянский бог Коляда отпирает небеса для нового жизненного витка. В ковше его живая вода, что возрождает землю от зимней спячки. Нередко его кумиры изображали Коляду с мечем в руках. Это подтверждает причисление божеча к миротворцам, что оберегали мирное существование Яви.

Другие календарные божества плодородия (солнечного цикла)

Авсень (Баусень, Овсень, Таусень, Усень) — бог смены времен года

Авсень (Баусень, Овсень, Таусень, Усень) — персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла и надеждой на урожай. Иногда он воспринимался как бог смены времен года. Его атрибутами являются золотисто-рыжие кони, что позволяет предположить, что он покровительствовал коням и пастухам, всячески им помогал.

Возможно, его аналогом в балтийской мифологии является бог Усиньш

, которому соответствует и свой орнаментальный знак «Кони Усиня» (или «Треножник Усиня»). Древние балты его днём считали 23 апреля.

Кострома, дочь Семаргла (и Ярилиха — жена Ярилы?) — воплощение весны и плодородия

Кострома — воплощение весны и плодородия. В древних обрядах проводов Костромы (проводах весны) ее изображала молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы ее воплощает соломенное чучело женщины. Чучело сжигают или топят с обрядовым оплакиванием и смехом. Этот ритуал должен был обеспечить вечное плодородие земли.

Согласно древнеславянской мифологии, Купала

и
Кострома
— дети бога огня Семаргла Сварожича и богини ночи
Купальницы
. Их аналогом в греческой мифологии являются близнецы
Кастор
и
Поллукс
. Существует предположение, что Кастор на самом деле был женщиной.

Полна трагедии эта древняя история, нашедшая отклик в современных художественных произведениях. Купала и Кострома, брат и сестра, разлученные в детстве, женятся, и позже, узнав о своем кровном родстве, решают покончить жизнь самоубийством, утопившись в реке. Сжалившись, боги превратили их в цветок Купала-да-Мавка (русалка), или Иван-да-Марья. Аналогичный сюжет существует и в древнеиндийских мифах в сказании о Яме

и
Ями
.

Славяне почитали также Кострому как воплощение весны и плодородия и поэтому называли населенные пункты этим именем в глубокой древности. Иногда она выступает и в ином качестве. На Купалу соломенное чучело Костромы сжигали.

Кострубонька (Кострубонька) — воплощение плодородия (= Ярило?)

Кострубонька — мужское воплощение плодородия, как бы Кострома мужского рода. Его изображало соломенное чучело. Ритуальные похороны Кострубоньки знаменовали переход к весеннему циклу.

Хоронили его в первый понедельник Петровок, сопровождая обряд проводов веселой песнею: Помер, помер Кострубонько, Сизый, милый голубонько!

С Костробунькой

сравнивают Ярилу. Некоторые исследователи славянских верований утверждают, что это Кострома/Кострубонька и Ярило — два имени одного и того же Бога, которые существовали в разных регионах древней Руси. Интересна в этом смысле традиция, следуя которой, на один из летних праздников — на Купалу, в окончании Русальной недели, в белые одежды одевались парень и девушка (или чучела женского и мужского пола) и называли их —
Ярила
и
Ярилиха
. По этой причине можно с большой уверенностью говорить, что о тождественности Ярилы и Костромы не может быть и речи, так как Кострома — это Ярилиха, которая выполняет роль его супруги. Кострома называется Ярилихой по имени мужа, как, например, «мужняя жена» или «Семёнова жена», «Семёниха».

Кукер — воплощение плодородия

Кукер — воплощение плодородия. В весенних карнавальных обрядах Кукера изображал мужчина в особой одежде, чаще всего в козьей или овечьей шкуре, с рогатой маской и деревянным фаллосом. Во время кукерских обрядов совершались ритуальные пахота и посев, призванные обеспечить плодородие. Кукерское действо, кроме главного действующего лица Кукера, включало многочисленные персонажи, среди которых был царь и его помощники.

Масленица — воплощение радости от конца зимы и надежды на урожай

Существо, которое воплощало плодородие — и вместе с тем зиму и смерть. Масленице и до сих пор посвящен особый праздник, когда «честную госпожу» встречают с величальными песнями. Имя Масленицы перенесено на соломенное чучело, облаченное в женскую одежду, с масляным блином или сковородкой в руках. С ним вместе веселятся, катаются с гор и на тройках в течение масленичной недели, а затем сжигают на костре или разрывают в клочки. Похороны Масленицы сопровождаются карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальным весельем, призывами весны и упоминанием Масленицы в специальных песнях, где та называется обманщицей (в связи с Великим Постом, который наступает сразу после масленичных пиршеств), объедалой, блиноедой: блин, говорят, не клин — брюхо не прорвет!

Положение в пантеоне

В славянском пантеоне бог Коляда является сыном Даждьбога, внуком Рода. Коляда персонифицируется как малое солнце, Солнце-Младенец. Именно поэтому на большинстве кумиров его вырезали с короткой бородой или без нее. Он молодое солнце, что появляется в первые дни нового цикла.

Такое представление сформировалось у наших предков, поскольку солнце в день зимнего перелома практически не видно на небосводе. Оно не дарит тепла, но после него солнечный день прибавляется. Как внук Рода Коляда несет людям Мировой закон. В его творении ― календаре, заключен сам смысл движения и обновления жизни.

Необычное рождение Коляды

Думаю, стоит оставить занятие ломать копья учёным, а лучше детальнее познакомиться с Колядой и преданиями о нём. Одна из самых интересных легенд рассказывает о рождении бога. Его мать, Майя-Златогорка была супругой Даждьбога, однако, не успев родить ребёнка, преждевременно ушла в тёмный мир Нави. Боги понимали, что без наследника высшего божества мир раньше или позже обречён на гибель.

Тогда Род попросил богиню-судьбоуправительницу Макошь немного изменить историю Майи. Время было обращено вспять, а душа будущей матери вернулась в мир Яви. В самую долгую ночь года Майя родила двух маленьких богов. Одним из них был Авсень, осеннее солнце, а другим – Коляда, воплощавший зимнее светило. Увы, после рождения малышей Майя должна была возвратиться в Навь, а потому воспитывать юных богов стал солнечный Хорс.

Коляда знаменовал рождение нового, зимнего солнца

Роль божества в жизни славян

Бог Коляда занимал почетное место среди божеств плодородия. Ему отдавали почести, как дарителю нового урожая. Помимо этого, прослеживается глобальная идея «сеятеля» как дарителя не только земных благ, но и мудрости.

Согласно преданиям славянский бог Коляда собрал самых знатных пахарей из каждого славянского народа и обучил их многим премудростям земледелия. Помимо этого он дал им основы Мирового закона и наказал мирно сосуществовать.

Таким образом, засевая зерна знания Коляда устранял вражду и недопонимания. Его просветительский вклад глубоко укоренился в душах наших предков.

Описание и традиции

Каждый год солнце поднимается на самую маленькую высоту. Т.е. в течение нескольких дней солнце практически замирает на одной и той же высоте, не меняя склонения. Считается, что с этого самого момента начинается астрономическая зима. Ночь становится длиннее, а день в несколько раз короче. Максимально длинной также является и полуденная тень.

За Солнцестоянием следуют Велесовы дни. Они продолжаются до середины января. Велес ассоциируется с Дедом Морозом, поэтому дом украшали его изображением.

С давних времен данное событие имело различный смысл в культурах разных народов. Этот праздник связан с различными обрядами и традициями, которые почитаются и по сей день.

  1. Новогодняя ель стала украшением дома. Она символизирует жизнь.
  2. Люди разжигали костры. Считалось, что таким способом можно помочь Солнцу одержать победу над смертью.
  3. Положено было печь хлеб. Ставить в печь перед солнцеворотом и вынимать под утро. Считалось, что такой хлеб может излечить множество болезней.
  4. На улицах катали колеса, чтобы помочь зимнему солнцу набрать силу.
  5. В этот день с самого раннего утра устраивали шумные застолья с играми и песнями, водили хороводы. Блюда из свинины были обязательным атрибутом стола.
  6. Также существует древняя традиция – посадить любые комнатные растения и загадать желание.
  7. Молодые парни и девушки ходили колядовать, а в награду получали угощения.
  8. Молитвы и медитации также имели в этот день огромную силу.
  9. Испокон веков в это время гадали и предсказывали.
  10. Также загадывали желания. Считалось, что любая просьба с чистым сердцем будет услышана и исполнена высшими силами.
  11. В домах ставили светильники из глины и зажигали их.

Справка! Плохой приметой было грустить, обижаться и ругаться в этот праздник.

Дар календаря

Особенностью календаря, который даровал бог Коляда было меньшее количество месяцев и сезонов. В старом календаре было только 9 месяцев, они были распределены между весной, осенью и зимой. Такое разделение было обосновано длительным периодом холодов, продолжительной осенью.

Лето являлось полным годовым кругом. В современных рамках григорианского летосчисления каждый сезон разбивается на ранний и поздний период с коротким срединным промежутком. Особенности климата царившего в средней полосе Киевской Руси налагали свои коррективы. Весна смещалась в область летних дней. Таким образом, славянский бог Коляда ориентировал свое исчисление по реалиям наших широт.

Праздник Коляда: что можно, а что нельзя делать?

Данное торжество, и в частности колядки, – посвящены рождению Божича-Коляды. У славян главный смысл праздника заключается во встрече новорожденного солнышка. Во всех ритуалах и обрядовых песенках используются заговоры для процветания и удачи на последующие 12 месяцев года.

Со времён древности и до сегодняшнего дня остаются неизменными такие традиции:

  • люди наряжаются в наряды животных, используются натуральные шкуры и рога;
  • расхаживают по дворам и распевают колядки;
  • колядующим следует выражать благодарность, даря им конфеты, деньги или другие вещи;
  • девушки гадают на суженного.

До дня коляды важно успеть завершить предпраздничную подготовку:

  • тщательно убрать свой дом;
  • привести себя в порядок: раньше имелось в виду отпаривание в баньке, а сегодня это подразумевает выполнение основных гигиенических процедур (подстричь волосы, ногти и так далее);
  • завершить все важные дела, отдать долги;
  • приготовить чистый наряд к празднику (или одежду для колядования);
  • приготовить праздничный стол. На последнем обязательно должны быть 12 блюд: борщ, кутья, вареники, грибы, рыба, гречаники, голубцы, капуста, пряники-вергунцы, мясо, груши и яблоки, узвар.

Связь Коляды с земледелием

Бог Коляда неразрывно связан с земледелием. Благодаря его рождению зимние стужи уходят на убыль. Дарованный ему от рождения дедом уникальный предмет ― ковш с живой водой, позволяет пробудить землю.

В своих исследованиях культа Коляды и всех связанных с ним сведений, Б. А. Рыбаков отмечал акценты соединяющие праздник в честь бога с началом подготовки к полевым работам. В найденных им сведениях, славянский бог Коляда привечался бескровными жертвами:

  • круглый каравай;
  • яблоки;
  • меды;
  • различные семена;
  • льняные отрезы ткани.

Все дары несли исключительно сельскохозяйственное значение и ассоциировались с силами солнечного света.

Оберег – символ Бога Коляды

Самый известный символ Коляды – Колядник. Этот же знак изображен на славянских Резах Рода, обозначая Бога Коляду. Колядник – свастический знак с восьмью лучами, вращающимися посолонь, а хвостики лучей в это время загибаются противосолонь. Символ Колядник носят, чтобы уберечься от неудач и бедствий, привлечь достаток, добиться успехов в работе. Другой символ Бога Коляды – Черное Солнце. Этот оберег обозначает солнце мира Нави, потому что мать Коляды вернулась из мира Нави и сам Бог Зимнего Солнца проводит там часть года. Такой символ встарь носили только волхвы, сейчас его может носить любой взрослый человек, но только хорошо осознавая силу знака Черное Солнце.

Какие бывают обереги, дающие защиту Бога Коляда?

Узнать

Гипотезы о происхождении божества

В поздних работах исследователей (А. Н. Астафьев, Б. О. Арефьева) бог Коляда выступает, как женское божество. Однако исследователь историк А. Ф. Журавлев опровергает это утверждение, поскольку в славянской мифопоэтике культовое значение обновления и жизненного цикла прежде всего исходит от мужских божеств.

Путаница возникает из-за влияния христианской культуры и трансформации имени в народном творчестве. Основные сведенья подтверждают древнее происхождение божеча и его мужское начало.

Коляда – загадочный бог славян

Коляда – не просто славянский бог, а настоящая загадка. Что же в нём таинственного? Во-первых, имя. Известные нам варианты Коляда, Каляда, Колодий, Калёнда имеют латинское происхождение от слова “календарь”. Не исключено, что сами славяне могли называть своего бога совсем по-другому, но, поскольку это неизвестно, приходится довольствоваться классическим вариантом. Однако некоторые лингвисты отмечали, что имя Коляда может быть связано со словами “коло”, “круг” (по версии Николая Костомарова), или же быть сравнением с колодой, которую сжигали в день празднования рождения Коляды (предположение Петра Бессонова).

Во-вторых, не совсем ясен пол этого божества. Нередко в старинных песнях Коляда выступает не мужским, а женским персонажем. Тем не менее, большинство исследователей склоняются, что это был бог-мужчина. На мой взгляд, Коляда мог быть примером такого божества, в котором соединялись мужские и женские черты, имеющим два разнополых воплощения.

Торжества в честь Коляды

Чествовался славянский бог Коляда в зимние праздники, его днем было 21-25 декабря. В этот период ряженые люди обходили каждый двор и пели обрядовые песни. В последствии эта традиция так и не была вытеснена христианством, оставаясь традицией отмечать зимнее солнцестояние.

Подобные шествия имели обязательную атрибутику. Бог Коляда изображался кругом или колесом, которое несли на посохе во главе процессии. В последствие на рождественские святки оно частично было заменено Вифлеемской звездой.

Чтобы отогнать духов зимы, каждый участник носил маску и был ряжен в определенное существо. Считалось, что громкое пение, яркие костры и веселье прогоняют зиму вместе с ее обитателями.

Коляда, сын Семаргла — «Новый год»

Колядка:

Сею-сею, посеваю, с Новым годом поздравляю. Насеваю вам добра и Душевного тепла. Пусть пшеница колосится, Гречка в поле уродится И на пастбищах травЫ Выше будет головы. Сею счастье в каждый дом, Чтоб богатство было в нем. Были все здоровы, живы, Не грустили, не тужили, Чтобы детский смех звучал, И надежный был причал!

Бог Коляда известен многим людям по названию одноимённого праздника. О празднике мы уже писали в статье «Коляда праздник» и вы можете прочесть её сейчас, либо позже. Здесь же мы обратимся непосредственно к самому Богу древних славян.

Коляда — славянский Бог, которого относят к одним из солнечных Божеств [«Даждьбожьи дети»]. Считается сыном Даждьбога, одним из его ликов. Даждьбог Сварожич

— главный Бог Солнца, Коляда является одним из его проявлений, самым младшим олицетворением, Солнцем-Младенцем. Недаром праздник этого Бога происходит прямо за зимнее солнцестояние. С этого дня солнце поворачивает на лето и каждый день прибавляет свои силы. Коляда считается молодым Богом, молодым Солнцем, который сменяет в свой праздник старое Солнце Световита, которое клонится к закату. Молодой Коляда — это сильный и ретивый Бог, который начинает «противостояние» зиме. Иногда Коляду представляют не просто юным молодцом, но даже новорождённым, младенцем. Он есть ипостась нарождающегося Солнца. За этим его и прославляют, отмечают всеобщими гуляниями в его День Рождения, который так и именуется «Праздник Коляда».

Этимология слова-имени «Коляда» до конца не ясна. Многие историки и лингвисты пытались расшифровать его как можно более точно, но сейчас существует несколько версий, ни одна из которых, увы, так и не подтверждена с точностью на 100%. Так имя языческого Бога и название языческого праздника относят к произошедшему от слова «коло», то есть «колесо» или «колесо солнца». Так как Коляда является Богом Солнечным, то можно предположить, что это одна из самых достоверных версий. Филолог-славист Пётр Алексеевич Бессонов предположил, что Коляда относится не к солнечному «колесу», а «колоде» или зажженному пню. Филолог Дмитрий Михайлович Щепкин предположил, что Коляда происходит от слова «колед», то есть вокруг идущий или «коледа», то есть круговые яства. Все эти теории имеют право на существование, тем более что они никак не противоречат естеству Бога Коляды. Такие же расшифровки, как латинское слова «календа» и славяно-арийско-инглиистическое «Коляды Дар (календарь)» считаем недействительными и относящиеся к области вымысла.

Многие считают, что Коляда является Богом веселий и застолий, но это далеко не так. Это заблуждение родилось вследствие того, что новая религия, которая стала предлагать людям свои убеждения, выразила мнение, якобы Коляда является днём бессмысленных веселий и гуляний, а вовсе не торжеством в честь родившегося Солнца, где Бога чествовали, славили и зазывали. Потеряв саму связь с понятием причины праздника, Бога Коляду стали считать Богом веселья, застолья и так далее. Это, в принципе, не верно, и к таким вещам, как веселье, относится не Бог Коляда, а только лишь его праздник, который устраивают сами люди.

Тайная суть колядок

Поскольку бог Коляда нес в себе дух просвещения, он научил людей защитным заговорам. В стихах колядок зашифровано послание высшим силам, просьба о скором приходе тепла. Помимо этого там содержатся словосочетания, которые должны заставить темные силы отступить от поющего и его дома.

Славянский бог Коляда вложил в каждое слово обрядовых песен великую силу подчинения. Колядки призывали солнце родиться на небосклоне. Глубокое положительное ядро каждой песенной формы настраивало разум человека на позитивный настрой. Как следствие формировалось плодородное пространство творения.

Грозный старик Карачун

В мифах славян Карачун – выступает повелителем темноты, холодов и мрака, царём мира теней. Он всегда находится в окружении диких зверей: медведей, волков и птиц. Изображают Карачуна как старика, имеющего пронзительный, ледяной взгляд, седую длинную бороду и морозящий посох.

Славяне верили, что Карачун расхаживает ночами по сёлам, лесам и полям, насылая ужасную стужу. А его главная миссия заключается в том, чтобы завершить старый год. И хотя в славянской мифологии нет праздника Карачуна, но за 3 суток до дня Коляды всегда выполнялись очищающие и освобождающие ритуалы.

День Карачуна совпадает с зимним солнцестоянием, тогда на Земле производится огромное количество энергии. Поэтому в это время древними славянами проводились различные магические ритуалы, ведающие занимались духовной практикой.

Рождение Нового Солнышка всегда начиналось со дня зимнего солнцестояния. Тогда-то предки отмечали астрономический Новый год. Подходила к концу длинная ночь, день начинал увеличиваться. Русичи старательно подготавливались к Карачуну. Так, за пару недель до дня солнцестояния выполнялись такие действия:

  • в жилище следовало навести идеальный порядок;
  • нужно было помириться со всеми обидчиками, забыть былые ссоры;
  • хорошенько очистить своё физическое тело, попарившись в баньке;
  • избавиться от всех долгов;
  • пожертвовать деньги на благотворительность.

Ведь со дня Карачуна начиналась новая жизнь, а встречать её следовало, распрощавшись со всем старым, изжившим себя и более ненужным. По традициям хозяюшки выпекали каравай в форме солнца – символически стараясь притянуть его энергию в своё жилище. Кроме того, запах свежеиспечённого хлеба изгонял всякую нечисть, привлекая в дом светлую, положительную энергию.

Самой длинной ночью года следовало выходить во двор и разжигать кострища. Облачались в костюмы животных, лица закрывали жуткими масками: такими действиями отгонялись злые духи. Следовало задобрить и старика-Карачуна, оставив ему подношение на пеньке или любой возвышенности в виде кутьи из творога, пирогов, прочей вкусной еды.

А начиная со дня солнцестояния и по сам праздник Коляды, наши предки по возможности не покидали свои жилища в вечернее время суток. Люди боялись этих дней с 21 по 25 декабря. Для отпугивания Карачуна следовало на ночь в жилище оставлять горящие свечки или лучины.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: